Москвичи не хотят жить в высотках
Согласно ряду независимых опросов, большинство москвичей не хотят жить в высотных домах выше 14-го этажа, кроме того, многих не устраивает планировка и архитектурный облик высоток. Сложившаяся ситуация стала постепенно менять менталитет застройщика: если раньше для девелопера было главным продать то, что построено, то теперь важно строить то, что хотел бы приобрести потребитель.
Боязнь высоты
Строительство высотного жилья в Москве (выше 20 этажей) до сих пор не стало массовым. Более того, некоторые эксперты рынка недвижимости считают, что программа "Новое кольцо Москвы" может вообще забуксовать, так как исторически москвичи предпочитали малоэтажные строения.
По результатам анкетирования, проведенного компанией "Квартал" в 2005 году, большая часть респондентов (32,1%) предпочитают жить не выше 10-го этажа, в домах с одним, максимум двумя подъездами (54,1%)и двумя квартирами на этаже (53,3%). "Эти показатели демонстрируют интерес потребителя к невысоким компактным домам, обеспечивающим приватное проживание", — рассказывает директор по маркетингу и продажам ОАО "Квартал" Сергей Лушкин. По его словам, несмотря на то что 52% опрошенных не против жить в высотном доме (29% отметили, что предпочитают дом более 15 этажей, а для 23% высота дома не важна), только 13% из них хотят жить в высотке на этаже выше пятнадцатого.
Психологически комфортными для проживания для большинства людей все-таки являются этажи не выше 12–14-го. Наиболее предпочтительны для проживания, а следовательно, более востребованы, всегда были средние этажи домов. "В Москве, где нет особых проблем с обслуживанием лифтов, это 4–12-й этажи, тогда как в Подмосковье, где более часты отключения электричества, ремонт лифта может длиться до полугода и более, давления воды водопровода не хватает для обеспечения высоких этажей — наиболее востребованы 3–7-й этажи", — рассуждает руководитель аналитического отдела компании "Новая площадь" Дмитрий Попов.
Вместе с тем, он утверждает, что жить выше 15-го этажа вполне нормально, в этом нет никакой моды или ее отсутствия, также и с точки зрения безопасности 15-й этаж ничем не отличается от восьмого. "Программа кольца высоток имеет достаточно недостатков и без выдумок про опасность жизни на высоте и моду. Отличие высоких этажей от низких конечно есть, но и те и другие имеют как достоинства, так и недостатки, и результирующая делает их примерно равнозначными", — считает Дмитрий Попов.
С ним не согласна заместитель директора управления новостроек "МИЭЛЬ-Недвижимость" Оксана Каарма. "Я довольно скептически отношусь к масштабной программе по застройке Москвы новыми высотками. Во-первых, такая идея мне не нравится на уровне потребителя: на мой взгляд, подобные дома несколько чужды нашему менталитету. Места, выделенные под новые высотки, зачастую располагаются на окраинах города и даже вблизи МКАД. Покупатели будут приобретать такое жилье, только если на него будет установлена цена, соответствующая районам эконом-класса", — считает Оксана Каарма.
Смена приоритетов
Кроме желания жить в домах средней и малой этажности в текущем году некоторые потребители изменили еще ряд предпочтений. Определяющим фактором для покупателей недвижимость сегодня является местоположение дома. "Если местность нравится клиенту, он готов рассматривать разные варианты и по площади, и по этажности объекта. В сегменте бизнес-класса в этом году стали пользоваться спросом большие квартиры — однокомнатные площадью 70 кв. м и двухкомнатные площадью 120 кв. м. Это говорит о том, что сегодня люди готовы платить за комфортное проживание в больших пространствах", — рассказывает Оксана Каарма.
Из тенденций прошедшего 2005 года, помимо падения спроса на квартиры в многоэтажных домах, покупатели предъявляют более высокие требования к окружению и среде обитания. "Большую роль стал играть, помимо качества строительства, архитектурный облик дома, соответствие внешней и внутренней отделки", — говорит управляющий директор компании Blackwood Марина Маркарова.
Эволюция девелопмента
На смену предпочтений потребителей застройщики реагируют далеко не всегда оперативно, а чаще наоборот. Например, город по-прежнему растет ввысь, штампуются панельные дома, но девелопер делает это уже с оглядкой на спрос. "В Москве до сих пор складывался "рынок продавца" и только он определяет, что построит, а покупатель берет все, только иногда отдельные неудачные проекты продаются дольше обычного. Конечно, девелоперы стремятся удовлетворить потребности потребителей — но только по той причине, что удачный проект будет реализован быстрее и принесет больший доход, а отнюдь не из социально-культурных предпочтений", — утверждает Дмитрий Попов.
Однако он признает, что такая ситуация постепенно меняется наоборот. "Девелопер стал намного внимательнее к потребительским предпочтениям, в основном не столько в плане качества строительства, сколько в качестве продуманности архитектурно-планировочных решений домов", — комментирует Дмитрий Попов.
Другие участники рынка полагают, что многие застройщики уже поменяли свои приоритеты. "Девелоперы начали обращать внимание на требования потребителей около трех лет назад, и в последние годы эта тенденция только усиливается. На рынок сегодня выходят все более качественные проекты, поскольку на стадии планирования девелоперы привлекают риэлтеров к оценке проекта. Так, при застройке северной части Ходынки — третьей очереди "Грандпарка", пришлось останавливать возведение домов и вносить корректировки в проект", — рассказывает Оксана Каарма.
Если раньше компании-застройщики ориентировались исключительно на максимизацию прибыли при проектировании жилых зданий (цель — продать как можно дороже, максимально выгодно использовать площади независимо от реальных нужд и предпочтений потенциальных клиентов), то в последнее время наблюдается заинтересованность компаний в изучении предпочтений. "Произошла смена идеологии: если раньше главное было продать то, что построено, то теперь— строить то, что хотел бы приобрести потребитель", — уверен Сергей Лушкин.
Илья Терентьев