Ресин против отмены лицензирования
В минувшую пятницу глава стройкомплекса Москвы Владимир Ресин заявил в ходе пресс-конференции, что не следует отменять лицензирование строительных организаций. По его мнению, упразднение лицензий проведет к тому, что строительством займется большое количество непрофессиональных организаций. Кстати, и при наличии лицензий многие строительные компании обманули несколько сотен тысяч дольщиков по всей России. Между тем, разговоры об отмене лицензий в строительстве ведутся давно, так же как и об упразднении строительных норм и правил (СНиПов). Что касается последних, то уже подписан соответствующий закон. СНиПы предлагается заменить на так называемые технические регламенты, разработка которых сейчас ведется. Впрочем, эксперты указывают, что за тем, как компании следуют техническим регламентам, будут следить специальные контролирующие органы. Тем не менее, новые технические регламенты вкупе с отменой лицензий способны на время внести смуту в отлаженную технологию строительного бизнеса, созданную за последние годы.
В пятницу В.Ресин выступил против отмены лицензирования в строительстве. Он заявил, что "к лицензированию надо допускать проверенные организации. В "Мастерке" работали не аферисты, не проходимцы, а отставные военные, которые решили, что легко могут заработать деньги на строительстве. А в результате оказались задеты интересы тысяч людей". Ряд застройщиков также выступают против отмены лицензий. Как отмечает генеральный директор девелоперской компании "АРТ-Билдинг" Андрей Анохин, сейчас лицензии являются тем, что застройщик боится потерять. Получение лицензии связано с затратами, ее "поддержание" также обходится, по оценкам, в сумму около 10 тыс. долл. в год. Кроме того, лицензии сейчас являются своеобразным инструментом влияния на застройщиков. Этим нередко злоупотребляют инициативные группы граждан, которые выступают против строительства того или иного дома. Инициативные группы пишут письма во всевозможные инстанции, после чего у застройщиков нередко отбирают ту или иную лицензию вследствие обнаружения нарушений. Отмена лицензии может привести к тому, что строительство оказывается парализовано, а застройщик несет убытки.
Еще одной стороной проблемы являются непрофессиональные строительные организации, которые в случае отмены лицензий могут без проблем приступить к строительству. "Даже сейчас во время бесед со многими людьми становится ясно, что они не понимают, с какими сложностями они могут столкнуться, работая в строительной сфере", - говорит В.Ресин. - Теоретически сложного ничего нет, а практически при работе в этой сфере нужен высочайшим профессионализм". С другой стороны, как отмечают некоторые эксперты, лицензию при желании всегда можно купить. Поэтому наличие у компании лицензии не гарантирует высокого качества строительства или того, что она не объявит себя банкротом до того, как будет построен дом. Напротив, некоторые виды лицензий сейчас предлагается ввести - правда, не в строительстве, а в риэлторской деятельности. "Ввод лицензирования риэлторской деятельности - это хорошо, - считает А.Анохин. - Лицензирование позитивно влияет на формирование ответственности у компаний, которые получают лицензии".
К проблеме качества строительства напрямую относится и инициатива законотворцев упразднить СНиПы и заменить их техническими регламентами. Интересно, что сейчас строительство всех небоскребов и высоток в столице ведется в отсутствии соответствующих СНиПов - просто потому, что в советское время СНиПы для высоток не были написаны. Сейчас предлагается вместо СНиПов ввести технические регламенты. Эти документы будут регламентировать все аспекты строительного процесса. Однако их еще необходимо не только создать, но и отработать на практике. Далеко не все застройщики считают, что технические регламенты окажутся более эффективными, чем СНиПы. Однако самая критичная ситуация сложится тогда, когда старые СНиПы будут отменены, а новые технические регламенты еще не создано. Это особенно опасно, если учесть, что за строительство примутся компании без лицензий, которые раньше к этому бизнесу не имели никакого отношения.
Вера Ковалева