Парадный въезд: каким задумывали Новый Арбат в СССР
Летом 2016 года началась реконструкция тротуаров и пешеходного бульвара Нового Арбата. Одновременно идут работы по очистке потускневшей за десятилетия облицовочной плитки навесных панелей высоток, построенных в 1963–1967 годах и ставших для кого-то символом столицы, а для кого-то «вставной челюстью» старой Москвы. Этот проспект до сих пор неоднозначно воспринимается как горожанами, так и гостями столицы, хотя с момента его строительства прошло 50 лет.
Идея строительства нового западного радиуса возникла еще в начале 1930-х годов — до Генерального плана реконструкции и развития Москвы 1935 года. В 1931 году архитектор Константин Мельников представил проект реконструкции Арбатской площади, но она касалась преобразования транспортной схемы и создания нового квартала между современными Знаменкой и Воздвиженкой, а также возведения нового здания-ворот со стороны старого Арбата. В это же время началась реконструкция Воздвиженки — появилось асфальтовое покрытие, демонтировались трамвайные пути, расширялась проезжая часть за счет уменьшения тротуаров, строилась библиотека имени Ленина. Именно в те годы по улице Коминтерна (так переименовали Воздвиженку) и Арбату началось движение правительственных кортежей в загородные резиденции на Можайском и Рублево-Успенском шоссе. Да и значение западного радиуса возросло в связи с проектом строительства Минского шоссе.
Первые проекты магистрали появились в публикации 12-го номера журнала «Архитектура СССР» в 1934 году с вариантом спрямления от Арбатской площади до площади Дорогомиловской Заставы. Раньше, чтобы проехать этот путь, надо было двигаться по Арбату, далее по Смоленской улице, Бородинскому мосту и затем по Большой Дорогомиловской улице. Спрямление ненамного сокращало путь, но давало возможность сделать въезд в город более парадным.
Проблема заключалась в том, что это спрямление надо было сделать: расчистить часть старого района Дорогомилово, выстроить новый мост через Москву-реку и пробить трассу между Большой и Малой Молчановками, Арбатом, где в то время была плотная застройка и густая сеть переулков, улиц и даже существовала небольшая площадь, которая именовалась Собачьей площадкой. В статье, опубликованной в 1934 году, отмечалось: «Наиболее узким местом магистрали является Арбатская улица, не дающая возможности, вследствие интенсивной капитальной застройки, дальнейшего уширения. Между тем, общая ширина улицы в 32 м будет недостаточной для организации нормального движения в ближайшем будущем. Поэтому наряду с реконструкцией Старого Арбата разработан проект разбивки Нового Арбата от Арбатской площади через жилой массив, Собачью площадку, Кречетниковский переулок и Б. Новинский переулок и далее через запроектированный Новоарбатский мост с выходом на Дорогомиловскую площадь. Общая ширина этой новой магистрали в различных отрезках колеблется от 45 до 80 м. Она рассчитана на организацию движения всех видов транспорта. Основные потоки со Старого Арбата будут перенесены на Новый Арбат».
В этой же статье публикуется первый проект трассы с весьма схематичной застройкой. Однако в конце 1930-х годов появляется проект архитектора Сергея Чернышева, по которому фронтальная монументальная застройка чередуется с повышенными корпусами. Видимо, идею подхватил архитектор Зиновий Розенфельд, в то же время осуществлявший застройку Можайского шоссе от площади Дорогомиловской Заставы (проект был завершен только после Великой Отечественной войны). Но из-за сложной реализации плана реконструкции Москвы проект магистрали от Арбатской площади до Дорогомиловской Заставы так и не был реализован. Лишь на Новинском бульваре появился монументальный дом с башней по проекту архитекторов Льва Талалая и Андрея Дзержковича, а на Смоленской набережной — угловой жилой дом по проекту Алексея Щусева.
В послевоенный период был расчищен участок от улицы Чайковского (так тогда именовался Новинский бульвар) до Смоленской набережной. В 1957 году — построен Новоарбатский мост, чей декор сильно пострадал в результате кампании по борьбе с архитектурными излишествами. Именно в этот период бывший министр строительства СССР Николай Дыгай, который в 1961 году стал председателем Мосгорисполкома, предложил Алексею Косыгину и Никите Хрущеву идею прокладки новой магистрали от улицы Калинина (так стала называться в 1946 году улица Коминтерна) до Садового кольца. Проект поручили архитекторам Михаилу Посохину, Ашоту Мдоянцу, Глебу Макаревичу, Борису Тхору и Шагену Айрапетову. Посохин и Мдоянц к тому времени уже создали высотное здание на площади Восстания, а в середине 1950-х работали над созданием экспериментальных серий жилых домов с унифицированными железобетонными изделиями. Именно эти архитекторы и предложили использовать в проекте типовые унифицированные элементы. За рубежом уже в 1950-х годах разрабатывались различные проекты реконструкций городов, поврежденных в ходе Второй мировой войны, а в Стокгольме начал реализовываться проект строительства высоток с единым стилобатом на улице Сергельгатан вместо исторической застройки второй половины XIX — начала XX века. Кстати, именно Сергельгатан можно назвать родственницей Нового Арбата в плане архитектурной идеи. Но вот сам проект московского проспекта до своей реализации претерпел некоторые изменения.
Из ранних публикаций в архитектурных журналах Москвы и СССР видно, что проект касался лишь участка от улицы Воровского (так в то время именовалась Поварская) до Садового кольца. При этом проект четной стороны неоднократно менялся от продолговатых, выставленных вдоль улицы шести-семиэтажных корпусов до торцевых построек той же этажности с расположенными между ними стеклянными торговыми павильонами. Очевидно, что архитекторы пытались тем самым вписать четную сторону будущего проспекта в существующую среду. Правда в этом проекте уничтожалась церковь Симеона Столпника, вместо нее предполагалось выстроить здание кинотеатра.
Также в фор-проектах (документальное обоснование концепции с указанием структуры и сроков выполнения необходимых работ) менялось решение нечетной стороны — идея четырех высотных зданий-«книжек» осталась, а вот их постановка была иной: в первом варианте они располагались без единого стилобата, между ними предполагалось разместить отдельно стоящие торговые центры; в последующем варианте возникла идея единого стилобата, но сами здания были выгнуты в обратную сторону — «обложками» на сторону проспекта, а не наоборот, как сейчас. Кстати, окончательный облик «книжек» был очень близок к архитектурному решению высотного FOCSA Building в Гаване, построенному в 1956 году по проекту Эрнесто Сампера. Именно эту постройку часто сравнивают с московскими высотками на Новом Арбате.
К 1962 году окончательный проект был сделан и представлен Никите Хрущеву. Реализация проекта началась 1963-м с прокладки проезжей части.
Правая сторона, согласно окончательному проекту, приобрела совершенно иное решение: пять высотных жилых домов с первыми двумя нежилыми этажами, в которых предполагались объекты торговли, общественного питания и бытовых услуг; между домами разместили здание кинотеатра «Октябрь» и два магазина — «Дом книги» и «Московский хлеб», сохранив между второй, третьей и четвертой башнями ряд старых многоквартирных домов предреволюционной постройки. На этой стороне реставрировалась бывшая церковь Симеона Столпника, которая должна была контрастировать с новой застройкой будущего проспекта. Начинался проспект со здания центра связи.
Противоположная сторона начиналась от Арбатского переулка и доходила до Садового кольца с перспективой продолжения застройки. На этой стороне проектировался единый двухэтажный стилобат, перекрывавший существовавшую сеть улиц и переулков. В стилобате проектом предусматривались крупные объекты торговли и сервиса для обслуживания большой торговой пешеходной зоны. Также в стилобатах размещались фойе и конференц-залы четырех высотных административных зданий с конторскими помещениями. Первоначально крыша стилобата задумывалась эксплуатируемой, а чтобы фронт вдоль торговой улицы не был единообразным, второй этаж выдвинули над первым, сделав своеобразный козырек с витринами. Возле четвертой высотки оборудовали нишу-альков для летнего кафе. Под стилобатом проложили транспортный тоннель для обеспечения товарами точек торговли и общественного питания. Стилобат высоток, кинотеатра и двух стоящих отдельно торговых зданий выполнялся по индивидуальным проектам с использованием монолитного железобетона и нестандартного сборного каркаса, а жилые и административные здания выстраивались из типового сборного каркаса с навесными панелями, облицованными сиренево-голубой плиткой. Правда, административные здания получились более выразительными, чем жилые дома. В жилых домах пришлось отказаться от индивидуальных балконов и сделать общие галереи на торцах. Из-за габаритов навесных панелей окна в квартирах получились большими, что, конечно, добавило света комнатам, но не спасло от ярких солнечных лучей — оконные блоки были сделаны из обычных деревянных рам без встроенных жалюзи. Но каркасный тип зданий с выступающими из стен колоннами-опорами давал возможность свободной планировки квартир.
Первой очередью стал снос исторической застройки и прокладки в 1962–1963 годах проезжей части, а затем, в 1964–1967 годах, началось возведение всех зданий. К ноябрю 1967-го проспект Калинина в целом был построен, к 1969-му открылись все объекты торговли, сервиса и быта. Каждый магазин, кафе или ресторан приобрели свои неповторимые и индивидуальные названия — так, ювелирный магазин стал называться «Малахитовой шкатулкой», а магазин парфюмерии — «Сирень», появились кафе «Валдай», «Ивушка» и др. Для всех торгово-бытовых точек было разработано комплексное оформление вывесок вдоль торгово-пешеходной зоны, для ресторанов, кафе и баров — интересные решения интерьеров. Высотные административные здания были оборудованы системой наборного шрифта, позволявшей высвечивать аббревиатуру «СССР» из освещенных окон. По замыслу авторов проспекта, новая магистраль должна была стать центром притяжения горожан и гостей города.
Помимо этого, у Москвы-реки той же группой архитекторов возводилось здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), входившее в комплексный проект всего проспекта. Правда, к окончанию строительства проспекта Никита Хрущев уже был смещен с поста первого секретаря ЦК КПСС, а Михаил Посохин стал главным архитектором Москвы. Именно тогда проект получил свое продолжение. По замыслу Посохина, Арбатскую площадь ждала реконструкция: в центре планировался новый Дом дружбы народов с киноконцертным залом; предполагалось снести квартал с рестораном «Прага» между улицей Арбат и проспектом Калинина. Однако этот проект не был реализован, а коллектив архитектора Михаила Посохина спроектировал в конце 1970-х на другой стороне Арбатской площади тяжеловесное здание Министерства обороны, строительство которого завершилось только к концу 1980-х.
В 1970–1980-х годах предполагалось «завернуть» стилобат высотных зданий-«книжек» на Садовое кольцо и выстроить еще одну высотку. Проект неоднократно перерабатывался и к концу 1980-х преобразовался в высотное здание Международного центра науки и знаний, разработанное архитектором Дмитрием Солоповым. Проект начали реализовывать в 1980-х, в начале 1990-х он был заморожен, а после смерти Михаила Посохина и Дмитрия Солопова недостроенный каркас стилобата будущей высотки постепенно разобрали. В 2007 году на этом месте выстроили здание делового центра и гостиницы «Лотте плаза» по проекту Михаила Посохина-младшего — сына одного из авторов проспекта Калинина.
Другой проблемой для Михаила Посохина в 1960–1980-х годах стал участок между Садовым кольцом и набережной Москвы-реки. Если здания СЭВ удалось удачно вписать в перспективу образованного в 1962 году Кутузовского проспекта и противопоставить гостинице «Украина» и жилому дому на площади Восстания, то отрезок проспекта Калинина от здания СЭВ к улице Чайковского имел разнородную застройку. В 1970-х годах Михаил Посохин предложил решение с размещением громоздкого здания Министерства внешней торговли, а в 2000-х Посохин-младший спроектировал на этом участке довольно спорный жилой дом, который был построен в 2009 году. На другой же стороне вместо снесенного НИИ курортологии возник многофункциональный центр, завершивший формирование облика современного Нового Арбата.
Также долгой проблемой оставались задние фасады дореволюционных доходных домов, которые оказались в 1960-х годах на проспекте. Тогда их предполагалось снести, но из-за плотного заселения зданий и ценности материального фонда снос отложили. В начале 1990-х здания были реконструированы и приобрели со стороны проспекта новые фасады в духе эклектики московской архитектуры 1990-х годов.
В 1990-х годах облик торговых зон существенно изменился, как и их содержание. На проспекте появились как отдельные торговые павильоны, так и целый ряд вдоль торговой зоны нечетной стороны. К середине 1990-х нечетная сторона подверглась частичной реконструкции, была восстановлена пешеходная зона с озеленением, сделано новое тротуарное покрытие из плитки. В то же время активно обсуждалась идея создания новой пешеходной зоны, но к реализации и разработке проекта приступили только в 2015 году. Автором проекта стало архитектурное бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры». В основе концепции — деление улицы на две части: четную и нечетную стороны, которые выделяются разным цветом гранитной отделки пешеходных зон. На нечетной стороне Нового Арбата, где расположен длинный стилобат, планируется по-новому организовать парковки и сделать зеленый прогулочный бульвар. Также в проекте предусмотрена реконструкция стилобата, который предлагается максимально выровнять, что должно придать ему вид современной галереи, а на четной будет создана система небольших разноуровневых площадок для отдыха. Таким образом, авторы проекта хотят превратить одну из самых спорных магистралей города в комфортное пространство для горожан. Удастся ли это сделать и как будет выглядеть пешеходная зона — увидим в ближайшее время.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Эксперты/Мнения», может не совпадать с мнением редакции