Дом из коробки: как заработать на каркасном строительстве
«Перед встречей с первыми клиентами мы с ребятами не брились неделю: пытались выглядеть постарше, посолиднее», — вспоминает 27-летний совладелец компании «СтройсяВятка» Михаил Пономарев. Строить дома трое выпускников кировского вуза начали в 2013 году, а уже через три года оборот их компании вырос до 75 млн руб.
Будущие партнеры Михаил Пономарев, Дмитрий Зыков и Филипп Червяков учились в одной группе кировского ВятГУ. Получив дипломы инженеров-строителей, Михаил и Филипп устроились в местную компанию КЧУС мастерами строительно-монтажных работ, а Дмитрий попытался основать собственный бизнес в той же сфере. Но дела шли не особенно хорошо: наемная работа приносила 15 тыс. руб. в месяц, а с компанией так и не срослось: собрав бригаду, Зыков построил всего пару домов на заказ. Решив, что терять им особо нечего, молодые люди уволились, наскребли 50 тыс. руб. на троих и открыли совместный бизнес — строительство коттеджей.
В России тысячи компаний строят коттеджи и дачные домики на заказ. Вместо стандартных деревянных или кирпичных домов друзья решили строить каркасные — и, похоже, угадали с нишей.
Строительная мода
Каркасный дом — это быстровозводимая конструкция из дерева, металла или сэндвич-панелей. По словам руководителя проекта «Дом ТехноНиколь» Андрея Баннова, в США и Канаде на каркасные дома приходится более 70% всех возводимых коттеджей, в скандинавских странах — до 90%, в России каркасные технологии применяются только в 20% коттеджей.
Мода на каркасное строительство пришла в Россию в середине 2000-х годов, рассказывает Егор Грибов, коммерческий директор компании Izburg. Самыми прогрессивными в этом плане оказались северо-западные регионы (Санкт-Петербург, Карелия, Коми, Мурманск и др.). Сегодня рынок каркасного строительства не консолидирован, уверен Грибов: на рынке работают десятки компаний, ни одна из которых не занимает ощутимой доли. Среди самых заметных можно назвать «Терем», «Зодчий», ГК «Наносфера», Good wood, Izburg и др. Компаниям, сделавшим ставку на эту технологию, приходится конкурировать не только между собой, но и с теми, кто строит дома из кирпича, блоков и панелей: клиенты, решившие построить дом, часто не могут определиться, хотят они сруб, каменный дворец или деревянный каркас, говорит Грибов.
«Потребитель постепенно начал понимать, что каркасный дом может быть и ультрабюджетным дачным домиком, и респектабельным коттеджем, стоимость которого существенно ниже аналогичного кирпичного дома. А эксплуатировать его проще, чем сруб, — не нужно следить за компенсаторами усадки», — считает Баннов.
По данным Росстата, в 2015 году в эксплуатацию в России было введено 85 млн кв. м жилья, из них 35 млн кв. м пришлось на индивидуальное жилищное строительство, это малоэтажные частные дома и дачи, которыми занимается «СтройсяВятка».
Строить будет директор
«В Скандинавии и США рынок каркасного строительства процветал, и мы поверили, что через год-два мода на каркасы придет и в Россию», — вспоминает Пономарев.
Каркасные дома дешевле кирпичных в среднем в два-три раза, уверяет предприниматель. Строить их можно в любое время года, потому что в технологии нет так называемых мокрых процессов (например, бетонных работ или посадки кирпичей на цемент), а в качестве фундамента можно использовать винтовые сваи. Возвести каркасный дом можно за два — четыре месяца.
Есть и минусы: каркасные дома из дерева могут пропускать шумы и, как правило, не так долговечны, как дома из камня. По мнению Михаила Пономарева, имидж каркасного домостроения во многом испортили непрофессиональные бригады: «В нашем деле точность важна как нигде: если делать заготовки на коленке, без нужного оборудования, каркасный дом сколотить можно, но простоит он недолго».
Технологиям каркасного строительства в институте не учили, информацию основателям «СтройсяВятка» приходилось искать самостоятельно. Помог YouTube. «Есть такой американец — Ларри Хон, гуру в этой сфере. Мы насмотрелись его роликов, закупили на eBay всего, что он советовал: циркулярную и торцовочную пилу, пневматический гвоздевой пистолет, компрессор со шлангами, перчатки, молотки и ножовки», — вспоминает Пономарев. Еще несколько месяцев ушло на изучение специальной литературы, которую приходилось переводить с английского.
В сентябре 2013 года партнеры зарегистрировали ООО «СтройсяВятка» с равными долями владения. Но клиенты в очередь не выстроились: реклама на «Авито» и «Из рук в руки» не помогала. «Мы сначала накупили всего, а потом уже начали думать, как заказы искать», — смеется Михаил. Тогда предприниматели стали предлагать свои услуги не только в Кирове и области, а по всей стране, и установили минимальную цену за работу — 6 тыс. руб. за 1 кв. м. Через месяц после запуска они получили первый заказ на строительство каркаса для дома площадью 180 кв. м в Нижнем Новгороде.
На подписание договора партнеры отправились на стареньких «жигулях». Денег, чтобы нанять строителей, не было, и предприниматели решили строить дом втроем. «Я всячески пытался создать образ серьезной компании и расписывал клиенту, как ему сказочно повезло: строить его дом приедет сам генеральный директор компании!» — смеется Пономарев.
За строительство каркаса и крыши из профильного листа инженеры взяли с заказчика 250 тыс. руб. — почти вдвое меньше, чем предлагали конкуренты. Поэтому прибыли компания не получила, партнеры только заплатили друг другу по 10 тыс. руб. зарплаты. «Мы всерьез задумались над тем, чтобы бросить все это и вернуться в найм, — признается Пономарев. — Но дали бизнесу еще один шанс».
12–30 тыс. руб. за 1 кв. м стоит строительство каркасного дома в компании «СтройсяВятка» сейчас
Больше 100 домов построила компания за три года работы
75 млн руб. составила выручка «СтройсяВятка» в 2016 году
22 млн руб. — чистая прибыль компании в 2016 году
50% может составить экономия, если собрать дом своими руками из домокомплекта «СтройсяВятка»
Источник: данные компании
На волне кризиса
Предприниматели решили активно искать клиентов в Москве. Они подняли цену за метр строительства до средних по Кирову 10 тыс. руб., но по московским меркам все равно брали дешево. Второй заказ поступил в начале 2014 года: дом в подмосковном Чехове площадью 180 кв. м с полной отделкой трое основателей и один нанятый плотник построили за 1,8 млн руб. Строили полностью из дерева, стены утепляли минеральной базальтовой ватой, пароизоляцию, ветро- и гидрозащиту обеспечивали специальными мембранами. «Клиент признавался нам потом: думал, что мы его кинем, — настолько смешной для москвичей была цена», — вспоминает Михаил.
На втором доме удалось заработать уже около 250 тыс. руб. прибыли. «Для нас это были какие-то нереальные деньги!» — признает Пономарев. Правда, денег они чуть не лишились в этот же день: заехали отметить заработок в придорожное кафе и забыли там сумку. Все закончилась хорошо: кассирша вернула ее владельцам.
Москвичи не доверяли компании из региона и хотели видеть примеры уже готовых работ: крупные конкуренты построили целые демонстрационные городки. Но на строительство выставочных домов у кировских предпринимателей не было денег. Выручил клиент. «С первым московским заказчиком мы успели подружиться. Просто звонили, говорили: впусти людей на экскурсию, а мы тебе бутылку коньячку. Так и договаривались», — рассказывает Пономарев.
Первый год работы стал для основателей серьезным испытанием. «Мы с раннего утра до полуночи просиживали в офисе, пытались понять, как привлечь клиентов, что делать с ценой, параллельно сами учились строить, — вспоминает Пономарев. — К концу года мы были похожи на три выжатых лимона». Всего за 2014 год они построили около 20 домов. Выручка составила 23 млн руб., чистая прибыль — 4,6 млн руб.
Помог кризис: с середины 2014 года заказы стали поступать стабильно из разных городов страны. «Когда у людей были деньги, они предпочитали по старинке тратиться на долгое и дорогое кирпичное строительство. Когда денег не стало, многие решили рискнуть, спрос на каркасные дома начал расти», — говорит Михаил. Предприниматели закупали древесину в родном Кирове, зарплаты рабочих тоже не выросли — скачок валюты только сыграл им на руку.
Схема выхода на рынок столичного региона, где большие средства в рекламу традиционно вкладывают известные игроки рынка вроде компаний «Зодчий» и «Терем», оказалась несложной. Компаньоны решили не открывать офис в столице, а продавать дома удаленно через интернет. Первый простенький сайт им по дружбе сделал приятель, но в 2015 году предприниматели решили его обновить. Заказали сначала в интернет-агентстве, но результат не понравился. В итоге наняли веб-дизайнера, который сделал новый сайт с множеством фотографий, калькулятором стройки и поддержкой в соцсетях. Также они сделали канал на YouTube про каркасное строительство.
«Наши московские конкуренты активно продвигали каркасное строительство: строили демонстрационные городки, выпускали газеты, но в конечном итоге клиент все равно идет в интернет, смотрит на цены и отзывы других людей; тут-то мы его и ждем», — говорит Михаил. По его словам, экономия на маркетинге и офисе позволяет держать цены на 30% ниже, чем у столичных компаний.
Как в IKEA
Теперь основатели «СтройсяВятка» уже не выезжают сами на стройку: они нанимают бригады по всей стране, с которыми заключается договор подряда. На оплату труда рабочих уходит обычно около 20% от сметы проекта. Их работу контролирует производственный отдел: раз в неделю рабочие присылают фотоотчет, а сотрудники «СтройсяВятка» приезжают принимать каждый этап строительства дома.
Предприниматели решили запускать свое производство каркасных панелей, раньше их закупали у других производителей: это позволило бы сократить себестоимость и сроки. Подходящий участок нашелся недалеко от Кирова, в деревне Ожеговщина. Земля была муниципальной, и, чтобы взять ее в аренду, бизнесменам пришлось полгода обивать пороги местной администрации. «Мы представляли проект перед пятью комиссиями, но нам отказывали раз за разом. На последнем этапе все-таки сжалились: мне кажется, мы их просто взяли измором», — говорит Михаил.
Девять соток земли удалось арендовать за символические 1,6 тыс. руб. в год. На строительство ангара площадью 440 кв. м и закупку специальных столов для сборки каркасных панелей предприниматели потратили около 1 млн руб. из прибыли. Сегодня компания частично владеет, частично арендует уже 50 соток, выплачивая за участок по 16 тыс. руб. в год. По словам Пономарева, обработка древесины своими силами позволяет экономить компании до 30% затрат на сырье.
Собственное производство позволило экспериментировать. Основатели попробовали делать домокомплекты: уже готовые каркасные дома, все части которых сначала производятся согласно эскизам, а потом фасуются в упаковку и отправляются к заказчику. Такая схема давала клиенту выбор: полностью доверить производство и сборку дома кировской команде, нанять бригаду у себя в городе или вообще купить «дом в коробке» и собрать его своими руками. Это нетипичный подход для такого рынка. По словам Михаила, все основные конкуренты продают обычно каркасный дом «как услугу, а не как товар» — возводят его на земле заказчика: строительным компаниям невыгодно, чтобы люди сами собирали каркасные дома.
«Мы создали до безумия подробную инструкцию сборки, расписав все, вплоть до последнего гвоздя, — хвалится Пономарев. — Если у вас есть руки и парочка крепких друзей, собрать дом не составит труда». Такой хендмейд-вариант обойдется в среднем на 50% дешевле дома, построенного бригадой. Например, стометровый дом стоит около 350 тыс. руб.
Правда, пока что продажа таких домов-конструкторов составляет около 5–7% в выручке «СтройсяВятка»: людей, готовых рискнуть собрать дом своими руками, не так много. Но основатели возлагают на технологию большие надежды: «Это та же IKEA, только вы собираете не шкаф или стол, а целый дом». «За этой технологией — будущее строительства», — уверен Егор Грибов. Его компания тоже планирует сделать ставку на домокомплекты, но все еще работает над технической документацией и инструкцией. «Нужно предусмотреть все, чтобы дом мог собрать любой человек без строительного опыта», — говорит он.
С 2015 года кроме классических прямоугольных каркасных домов кировская компания начала производить еще треугольные и купольные конструкции. Это деревянные дома сферической формы, которые, как и обычные каркасные комплекты, состоят из обработанных и соединенных между собой блоков древесины. Главная фишка купольных домов — необычный дизайн, строение напоминает большую деревянную юрту. Цена за 1 кв. м такого домокомплекта — 10–12 тыс. руб.
Купольные дома пока экзотика для России, говорит Пономарев: за два года работы «СтройсяВятка» построила всего 15 таких домов, большую часть — в Татарстане.
Ставка на дачников
Создание домокомплектов — дорогое удовольствие. Компаньонам пришлось приобрести автоматизированные пресс и комплекс для распила древесины канадского производства за 10 млн руб. Часть вложили из прибыли, 1 млн руб. удалось взять в местном фонде поддержки предпринимательства под 9% годовых, остальную сумму заняли в банках под 15% годовых. Сейчас на выплату кредитов уходит около 400 тыс. руб. в месяц.
Российское законодательство запрещает возводить строения по деревянной каркасной технологии выше трех этажей. По словам Пономарева, это перекрывает каркасным строителям доступ к огромному рынку многоэтажных жилых домов и гостиниц. Сейчас 90% заказов «СтройсяВятка» — загородные дома, дачи и бани, хотя в северных районах люди все чаще строят каркасные дома для постоянного проживания.
Рынок каркасного строительства в России быстро растет и, по сути, только формируется, уверен Андрей Баннов. Плотно заполнен разве что сегмент «лоукостеров» каркасного домостроения (небольшие дома до 1 млн руб.), во всех остальных сегментах количество новых компаний, специализирующихся на каркасном домостроении, постоянно растет, и они пока друг другу не мешают.