Большая ошибка: что пишут иностранные СМИ о сносе пятиэтажек в Москве
Московские власти опубликовали перечень пятиэтажных домов, которые могут пойти под снос. В столице насчиталось более 4,5 тыс. таких строений. Возможно, это самая масштабная программа по реновации жилого фонда за всю историю человечества, пишут зарубежные СМИ.
«РБК-Недвижимость» прочитала статьи в ведущих мировых СМИ на тему сноса московских хрущевок.
Товарный знак хрущевок
Международное архитектурное издание ArchDaily называет московскую программу реновации крупнейшим уничтожением модернистского архитектурного наследия в мировой истории. Такая оценка содержится в эссе «Почему массовая расправа в Москве — это огромная ошибка» польского урбаниста Кубы Снопека, известного своей книгой о массовом строительстве в СССР «Беляево навсегда».
Несмотря на заголовок, в публикации на ArchDaily Снопек соглашается с тем, что условия жизни в панельных хрущевках не соответствуют современным представлениям о комфортном жилье. «Эти квартиры очень маленькие — необычайно крошечная ванная комната является товарным знаком хрущевки. К тому же квартиры в хрущевках не обладают гибкостью, необходимой для улучшения стандартов проживания. Жесткая система параллельных несущих стен делает практически невозможным улучшение планировок квартир», — пишет урбанист.
Символы строительного бума
Символам советского послевоенного строительного бума приходит конец, пишет американское общественно-политическое издание The Washington Post. «Эти квартиры, передовые для своего времени благодаря быстроте и дешевизне их строительства, а также тому, что их окружали зелеными зонами, не славились своей эстетической привлекательностью. Некоторые ранние варианты строились из более дешевых материалов, только на 25 лет, чтобы простоять до тех пор, пока Советский Союз успешно построит коммунизм и заменит их чем-нибудь получше», — говорится в статье.
«Некоторые с радостью прощаются со стареющими квартирами, известными своими низкими потолками, тонкими стенами и ненадежным водопроводом», — уточняется в публикации.
Социальная революция
Статью под заголовком «Разрушая хрущевки, Москва утрачивает память» публикует французская газета Le Monde.
Авторы статьи приводят цитату московского журналиста Юрия Болотова: «Создание массового жилья незаметно произвело социальную революцию, которая стала одним из главных следствий хрущевской оттепели. Оно гуманизировало отношения государства и гражданина, который работал уже не из страха репрессий, а из желания получить квартиру».
«Запланированная смерть хрущевок сотрет целую страницу в истории СССР. Поскольку здесь, за этими обветшалыми фасадами, в крошечных квартирах собирались первые диссиденты», — пишет московский корреспондент издания Изабель Мандро.
Французская газета также напоминает, что хрущевки появились в эпоху, когда «две супердержавы [СССР и США] состязались в конфронтации даже в домашних условиях».
История москвича
Британская газета The Guardian назвала свою статью «Большой переезд в Москве: крупнейший в истории проект по сносу жилья в городе». В материале — история москвича Евгения Рудакова, который живет в пятиэтажке, предназначенной под снос.
«В 1970-х годах машинист Евгений Рудаков жил в центре Москвы в коммунальной квартире с 30 жильцами, где «всегда была очередь в туалет». Но, кроме того, он стоял в очереди на получение собственного жилья от института, в котором работал. Наконец настал его черед, и он с женой получил двухкомнатную квартиру в доме 16 по улице Гримау. Это четырехэтажное здание на 64 квартиры, построенное в 1957 году, считается первой хрущевкой», — пишет The Guardian.
«Теперь дом 16 по улице Гримау, как и 7,9 тыс. других советских многоквартирных блоков в Москве, должен быть снесен в рамках одной из крупнейших в истории программ по переселению горожан», — говорится в статье.
Почему рыбаки не любят рассказывать о рыбалке в коридоре хрущевки
«Слишком маленькие даже для плохих шуток» — в статье под таким заголовком о пятиэтажках рассказывает немецкое издание Die Welt. Корреспондент издания приводит анекдот: «Почему рыбаки не любят рассказывать о рыбалке в коридоре хрущевки? Потому что улов руками не покажешь».
На немецком языке эта шутка кажется неуклюжей, объясняют авторы статьи. «Но если оказаться в доме, построенном в 1950–1960-е годы, то и русскому становится не до смеха. Даже если рыбак и сможет показать размер своего улова, то руки упрутся в стены или в потолок», — уточняется в материале.
Максимальная площадь квартиры составляет 65 кв. м, в домах плохая изоляция: летом в них жарища, зимой — холод, пишет автор. Строилось новое жилье невиданными для всего остального мира темпами, однако с точки зрения качества помещения значительно уступали просторным и высоким квартирам сталинской эпохи.
Советская мечта
Итальянское издание La Stampa называет снос хрущевок «прощанием с символом советской мечты».
«Это был 1963 год, мы с родителями вышли из недавно построенной станции метро: вокруг была сельская местность, деревни и большой пятиэтажный панельный дом с новыми квартирами, наша была № 28. Я прожила в ней 43 года, до 2006. Даже не верится, что их действительно снесут», — приводит издание слова 60-летней москвички Марины Авдониной. Сегодня героиня материала «смотрит на ряд голых домов без штукатурки, с разными балконами, отделанными каждый на свой лад, утопающими в снегу, и рядом с небоскребами новой Москвы, напоминающими конструктор Lego».
Таких домов — «тысячи от Владивостока до Баку, и многие из них — на грани разрушения и сноса», пишут итальянские журналисты.
Право на частную собственность
Европейский раздел американского журнала Newsweek задается вопросом «Как расселить 1,6 миллиона человек?» Проблема заключается в том, что, во-первых, таких пятиэтажек очень много, а во-вторых, их строили в рамках социалистического государства, правовая среда которого очень сильно отличалась от правовой среды современной России, уточняется в авторской публикации в разделе «Мнения». Даже у граждан России сегодня есть право на частную собственность, делает вывод издание.
Автор публикации напоминает, что пятиэтажки появились в 1956–1957 годах, когда советский архитектор Натан Остерман построил экспериментальный квартал домов на юго-западе Москвы. В новом районе Черемушки были кирпичные , блочные и крупнопанельные дома, большинство из которых представляли собой пятиэтажные сооружения, не имевшие балконов и лишенные каких-либо украшений. «Они стояли посреди полей в непосредственной близости от деревень, которые еще существовали в те времена. Сегодня этот район Москвы считается одним из самых престижных и дорогих. Он считается почти центром города и может похвастаться хорошими школами», — говорится в публикации Newsweek.
Швейцарские хрущевки
Швейцарское информационное агентство SwissInfo рассказывает, в чем различие швейцарских и российских методов реновации.
В статье рассказывается о бернском жилом квартале Майенэк (Meienegg), который является примером типовой застройки послевоенного периода. В этих домах, как и в российских хрущевках, маленькие трехкомнатные квартиры для семей из четырех человек. Архитекторами проекта были партнеры Ханс и Грет Райнхард (Hans und Gret Reinhard), их цель состояла в том, чтобы построить светлые и просторные квартиры для рабочего класса.
Сегодня в Швейцарии планируется провести реновацию этого района. Жилые здания станут на два-три этаже выше — то есть в среднем пяти-семиэтажные. Снос зданий и сооружение новых домов предполагается провести в три этапа, так что люди, живущие в домах, определенных под снос, будут иметь достаточно времени для того, чтобы найти себе равноценное жилье в том же районе из наличного жилого фонда. Новые квартиры намерены сдавать фактически по себестоимости в формате социального жилищного строительства. Например, трехкомнатная квартира будет стоить 1,4–1,5 тыс. швейцарских франков в месяц то есть примерно 72–75 тыс. российских рублей.