С видом на эстакаду: сколько стоит жилье рядом с ТТК
Третье транспортное кольцо (ТТК), большая часть которого была построена в конце 1990-х — начале 2000-х годов, существенно облегчило сложную транспортную ситуацию в Москве. Но особенность этой скоростной трассы в том, что она строилась внутри сложившихся районов и частично задействовала издавна существовавшие городские улицы с жилыми домами.
Сейчас в районе ТТК есть и новостройки, и вторичное жилье, в том числе на первой линии от трассы. «РБК-Недвижимость» разбиралась, каков спрос на жилье в этом районе и сколько стоят квартиры рядом со скоростной городской магистралью.
Общая протяженность ТТК составляет 35,1 км, из них около 19 км — эстакады, около 5 км — тоннели. Кольцо также затронуло улицы города (например, Беговую, Нижнюю Масловку, Сущевский Вал, Кожуховские и Угрешские проезды).
«Строительство ТТК, которое в целом улучшило досягаемость многих районов, на стоимости жилья в домах, расположенных вдоль него, сказалось отрицательно, — рассказала председатель совета директоров «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова. — Квартиры в них подешевели на 10–20%. Что и понятно — постоянный шум, копоть на окнах и невозможность ни днем, ни ночью открыть окно, чтобы проветрить квартиру, мало кого привлекут».
Ликвидность жилья на первой линии вдоль трассы упала еще на этапе ее строительства, поскольку шум, грязь и ночные работы людей пугают не меньше, чем интенсивное движение автомобилей (даже невзирая на появление защитных экранов), отмечает эксперт.
Что продается
Вторичный рынок недвижимости рядом с ТТК в основном представляют дома средней и малой этажности (5–10 этажей), которые строились в советское время. Такое жилье сегодня не пользуется большой популярностью и низколиквидно, отмечает управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая.
«Сегодня возле ТТК строятся современные высокобюджетные комплексы, в которых недостатки от близости магистрали компенсируются другими достоинствами: качеством материалов, высоким уровнем благоустройства территории, многообразием интересных планировок», — говорит эксперт.
Спрос и цены
На вторичном рынке жилья квартиры рядом с Третьим транспортным кольцом пользуются меньшим спросом, чем их аналоги в удалении от дороги.
«Безусловно, магистраль под окнами не привлекает покупателей. Чтобы повысить ликвидность лота, продавцы на вторичном рынке снижают его стоимость. К примеру, малогабаритную однокомнатную квартиру в пятиэтажном доме рядом с магистралью можно купить за 6 млн руб. А в том же районе, но во дворе, подобный лот продается уже за 7,5 млн руб.», — рассказала Мария Литинецкая.
Отличаются цены и на квартиры в одном и том же доме. И технология оценки квартир справедлива для всех предложений на крупных трассах и проспектах.
«Если у продаваемой квартиры три окна выходят на трассу и одно во двор, то ликвидность такого объекта минимальна по сравнению с квартирой, у которой только одно окно выходит на трассу, а три — во двор», — пояснила руководитель офиса «На Фрунзенской» компании «Миэль-Сеть офисов недвижимости» Ольга Тихонова.
Стоимость вторичного жилья у ТТК