Верховный суд запретил строить жилье на землях лесного фонда
Верховный суд России признал недействительными правила землепользования и застройки, которые разрешали строительство коттеджей на особо охраняемой природной территории. Ранее чиновники Кемеровского райсовета квалифицировали сосновый бор около Кемерова как жилую зону, сообщает «Российская газета».
В 2015 году местные депутаты разрешили строительство жилых объектов на 54 лесных участках Елыкаевского сельского поселения. Их кадастровая стоимость вместе с деревьями первой категории, возраст которых составляет от 99 до 130 лет, превышает 48 млн руб.
Желающие поселиться в сосновом бору появились быстро — на берегу реки Томь один за другим стали возводить коттеджи. Вместе с тем территории, на которых лес вырубить еще не успели, были проданы или сданы в аренду частным и юридическим лицам. В результате доступ к реке для местных жителей оказался закрытым.
По словам эксперта издания, после вступления в силу Лесного кодекса все земли, относящиеся к аграрным лесхозам, необходимо было передать в лесной фонд. Однако руководство Кемеровского и Яшкинского муниципальных районов этого не сделали. Таким образом, с упразднением сельских лесхозов указанные участки перешли в категорию «земли поселений». Они утратили природный статус и стали продаваться.
Члены местного садоводческого товарищества, общественники и неравнодушные жители встали на защиту соснового бора. По каждому из их обращений областной прокуратурой были организованы проверки. В частности, прокуроры установили расхождение между генпланом Елыкаевского сельского поселения и публичной кадастровой картой. Согласно генеральному плану, участок площадью 8 га близ деревни Журавлево относится к рекреационной зоне. В то же время кадастровая карта не запрещала строить там капитальные объекты.
Чтобы вернуть участок лесного фонда в федеральную собственность, прокуроры обращались в Росимущество. В соответствии со ст. 31 и 34 Градостроительного кодекса России генплан признается основополагающим документом территориального планирования. Таким образом, правила землепользования и застройки считаются вторичными.
Заместитель прокурора Кемеровской области обратился в суд с требованием признать эти правила недействительными со дня их принятия. В мае 2018 года областной суд принял решение в пользу истца. Муниципальный совет народных депутатов, выступавший в качестве ответчика, обжаловал приговор. Однако Верховный суд России оставил вынесенный вердикт без изменений. Благодаря этому удалось сохранить значительную часть реликтового леса.
В конце января 2018 года Верховный суд принял аналогичный вердикт в отношении 2,6 га на той же территории. 14 участков земли там успели отвести под дачи, еще два — под частное жилье. Прокуратура проконтролирует исполнение нового судебного решения, пишет издание. Сейчас органы местной власти не могут предоставлять спорные земли для застройки и выдавать разрешения на строительство. Их обязали привести правила землепользования и застройки в соответствие с генеральным планом поселения.
В 2017 году правительство внесло в Госдуму проект закона с поправками в Кодекс об административных правонарушениях. Документ предусматривает дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до года или штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб. за незаконное предоставление земельного или лесного участка, а также водного объекта на особо охраняемых территориях.