Какие скидки стоит ожидать покупателям жилья в Москве
Сегодня уже стартовали новогодние скидки в столичных новостройках, размеры которых варьируются от 7% до 15%, а иногда достигают и 20% на ограниченное число квартир, отмечают риелторы. По их оценке, одним из главных итогов 2018 года как на первичном, так и на вторичном рынке Москвы — сокращение размера скидок и дисконтов, а также числа проектов, где они предлагаются.
Учитывая высокий уровень спроса на новостройки в последние три месяца, массовых скидок от застройщиков, как в прошлом году, не будет, прогнозирует ведущий аналитик онлайн-сервиса объявлений ЦИАН Александр Пыпин. Впервые за последние пять лет размер скидок снизился до докризисных показателей 2013 года, отмечает директор департамента вторичного рынка «Инком-Недвижимости» Михаил Куликов. Это касается и вторичного рынка, где продавцы менее охотно идут на снижение цен, отмечают риелторы. Рассказываем, какие скидки сегодня могут получить покупатели первичного и вторичного жилья в Москве.
Конец дисконтного ралли в новостройках
По состоянию на ноябрь 2018 года в Московском регионе, по данным ЦИАН, в реализации было 110 тыс. квартир и апартаментов, из них 10% (около 10 тыс.) заявлены в открытых прайс-листах со скидками. Средний размер скидки по квартирам и апартаментам заявлен в открытых прайс-листах в размере 8% (по тем лотам, которые предлагались со скидкой), а в расчете на весь объем предложения (110 тыс. квартир) средняя заявленная скидка составляет 1%, подсчитали аналитики компании.
Сейчас скидки, по данным ЦИАН, заявлены в рекламе или в прайс-листах в 90% строящихся в столице жилых комплексов. «Однако в то время как в одних проектах более половины лотов могут предлагаться со скидкой, в других скидка может присутствовать на 1,2 лота из всего ЖК, причем к моменту визита в офис эти лоты уже могут быть «проданы», — отмечает Пыпин.
Средний размер скидки в открытых прайс-листах по предложениям, заявленным со скидкой, по данным ЦИАН, в Москве составляет 9%, в Новой Москве — 3%, в Подмосковье — 6%. В столице она выше за счет заявленных скидочных программ для дорогого жилья (бизнес-класс и выше), которые составляют 11%, для дешевого жилья (комфорт-класс и ниже), как и в области, в среднем 6%, поясняет Пыпин.
На первичном рынке все очень индивидуально и ситуационно. Например, скидки 2–5% предоставляются на протяжении всего года, а временные акции на выборочный пул квартир, которые проводятся лишь в определенные периоды, могут достигать 10% и более, говорит руководитель по работе с ключевыми партнерами Est-a-Tet Роман Родионцев. Наиболее ликвидные квартиры (видовые или с уникальными планировками) чаще всего резервируются и продаются на высокой стадии строительной готовности без скидок, добавляет он.
Помимо сезонных скидок или акций девелоперы, как правило, предлагают покупателям дополнительные скидки практически на все лоты — за 100%-ную оплату, за быстрый выход на сделку, по специальным программам (семейные, ко дню рождения и т. д.), дополняет Пыпин. По его словам, их размер в среднем составляет дополнительно около 2%.
По сравнению с прошлым годом размер скидок и количество проектов, где они предоставляются, ощутимо снизился, в успешных проектах со стабильно высокой динамикой продаж скидок и вовсе нет, отмечает председатель совета директоров «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова. Впервые за последние пять лет, по оценке начальника отдела продаж департамента новостроек «Инком-Недвижимости» Валерия Кочеткова, размер скидок снизился до докризисных показателей (в 2013 году средний уровень скидки также был 5%, самый высокий — 15%). Год назад средний дисконт на новые дома в Москве и области находился на отметке 15%, самый высокий — 31%, вспоминает эксперт.
Новогодние акции
Традиционное время для получения хорошего дисконта — акции к Новому году, в течение которых можно ожидать скидки до 15%, отмечают риелторы. Обычно такие акции начинаются в декабре и длятся до конца новогодних праздников.
Наличие новогодних акций отлично стимулирует спрос. Например, в ноябре и декабре 2017 года спрос, по данным Est-a-Tet, был выше на 5–9% относительно октября 2017 года, а на протяжении новогоднего сезона размер скидок увеличивается в среднем до 10–15%, а по отдельным проектам может достигать 16–19%.
Щедрость застройщиков даже в преддверии новогодних праздников не очень высока. «В большинстве проектов первичного рынка базовые скидки (2–5%) действуют практически постоянно. Соответственно, все спецпредложения, приуроченные к тому или иному празднику, теперь воспринимаются потребителем как реальная возможность приобрести жилье по выгодной цене. Новогодние же скидки обычно более щедрые, и покупатели с опытом и инвесторы ждут их особенно», — говорит Доброхотова. По ее словам, действительно высокие скидки сегодня предлагают единицы: в нескольких жилых комплексах Москвы и в Химках скидки достигают 20% на ограниченное число лотов.
По прогнозам опрошенных редакцией риелторов, в 2019 году девелоперы продолжат стимулировать интерес к своим проектам акциями и скидками. Но в следующем году средний дисконтный показатель составит 5%, в некоторых проектах скидки будут еще ниже, прогнозирует Кочетков.
«Конечно, многие застройщики намерены проводить или уже проводят рекламные кампании, но если в прошлом году застройщики заявляли скидки 2–3% почти на все лоты (а если не заявляли, то можно было попросить и получить скидку в офисе продаж), то в этом году, как и в прошлом, идут рекламные кампании и с 15%-ными скидками, но на ограниченный пул квартир. Однако в реальности возможность получить большие скидки для покупателей сократится», — утверждает Пыпин.
Дисконты на вторичном рынке
На вторичном рынке не бывает заявленных скидок на квартиры, но обычно покупатель может получить дисконт при торге. Как и на первичном рынке Москвы, на вторичном за год сократился не только средний размер дисконта, но и доля сделок со скидкой. По данным «Инком-Недвижимости», если в октябре 2017 года при продаже цены дисконтировались в 86% сделок, то сейчас — в 74%.
Согласно подсчетам аналитиков «Инком-Недвижимости», на данный момент средний размер скидки на вторичном рынке столичного жилья составляет 5,6% — это минимальное значение для текущего года. В аналогичный период 2017 года этот показатель был равен 8,9%, что на 3,3 п. п. выше.
Одна из основных причин этого заключается в том, что текущий год был отмечен ростом покупательской активности в сегменте: по числу внесенных авансов каждый из его месяцев был лучше аналогичных периодов 2017 года, увеличение спроса составляло от 5% до 20%, поясняет директор департамента вторичного рынка «Инком-Недвижимости» Михаил Куликов. По данным компании, нынешний октябрь по этому показателю превзошел предыдущий на 20%, а по числу заключенных сделок — на 25%.
Изменение среднего размера скидки на вторичном рынке Старой Москвы в 2018 году