От выставки до парка: как менялось Ходынское поле на протяжении 100 лет
Ходынское поле — одна из немногих по-настоящему знаковых территорий на карте Москвы. Сто лет назад здесь открыли первый в столице аэродром, в середине прошлого века на его месте создавали центральный авиационный узел, определивший развитие всей северо-западной части города на годы вперед. Сегодня на Ходынском поле находится один из крупнейших московских парков, построенных в послесоветский период.
«РБК-Недвижимость» рассказывает, как менялся смысл и функциональное назначение этого места в течение последнего столетия.
Ходынка
Первое упоминание о Ходынском поле датируется XIV веком и связано с именем Дмитрия Донского, который передал его во владение своему сыну Юрию Дмитриевичу. На протяжении столетий эти земли использовались по-разному: в XIV–XVII веках здесь находились пашни, при Екатерине Великой — площадка для массовых гуляний, в конце XIX века — ипподром и армейские казармы.
Печальную известность Ходынка получила в конце XIX века. 30 мая 1896 года здесь состоялись народные гуляния по случаю коронации Николая II: всем пришедшим обещали съестные подарки от государя, для раздачи которых выстроили специальные деревянные павильоны. С раннего утра на поле скопилось около полумиллиона человек, из-за плохой организации возникла давка, в результате около полутора тысяч погибло, еще столько же было покалечено. Трагедия вошла в историю под названием Ходынская катастрофа.
Летное поле
Современная история Ходынского поля началась в 1882 году, когда здесь открылась Всероссийская художественно-промышленная выставка. «Именно тогда это пространство впервые заиграло как важная городская площадка», — говорит старший научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин.
«Спустя почти два десятилетия, в 1910 году, на Ходынском поле открылся первый в Москве аэродром, впоследствии Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе. Поворотной датой в судьбе этого места стало 17 июня 1910 года, когда Общество воздухоплавания вместе с Московским военным округом приняли решение отдать часть Ходынки под летное поле. Место оказалось идеальным для развития нового вида транспортного сообщения: недалеко от центра города, вблизи основных транспортных узлов, к тому же неплохо обустроенное», — продолжает рассказывать Ромодин.
В 1922 году, к пятилетию Октябрьской революции, Ходынское поле официально переименовали в Октябрьское, однако новое название не прижилось: в народе этот район продолжали называть Ходынкой. Единственное, что сейчас напоминает о послереволюционном переименовании, — станция метро «Октябрьское Поле», открытая здесь в 1972 году.
В начале 1920-х годов на базе Ходынки было решено развивать центральный авиационный узел по примеру многих европейских столиц. В это время появилось много конкурсных проектов аэровокзалов, вспоминает Денис Ромодин. Один из них разработали известные архитекторы Илья и Пантелеймон Голосовы, однако реализовать его не удалось: здание аэровокзала построили только в 1931 году.
Именно Ходынка стала для России буквальным «окном в Европу»: 3 мая 1922 года с Центрального аэродрома был совершен первый международный гражданский рейс по маршруту Москва — Кенигсберг — Берлин. В дальнейшем отсюда отправлялись самолеты во все крупные города Советского Союза и Европы.
После крушения самолета АНТ-20 «Максим Горький» на дачный поселок Сокол в 1935 году было принято решение прекратить использование Ходынского поля в качестве пассажирского аэродрома. С тех пор здесь проводились только служебные полеты.
В 1930-е рядом с полем построили станцию метро «Аэропорт», здание аэровокзала, откуда отходили автобусы до других московских аэропортов, а также новое управление «Аэрофлота» и гостиницу для летного состава. «Предполагалось, что люди будут доезжать до станции метро «Аэропорт», пересаживаться там на автобусы, курсирующие до других аэропортов. Но эта идея оказалась неудачной — неудобно добираться, в результате решили развивать железнодорожный транспорт. Реализована эта идея была только в 2000-е, когда от вокзалов стали курсировать аэроэкспрессы до трех аэропортов Московского авиаузла», — говорит Ромодин.
Проект создания на Ходынском поле центрального авиаузла разрабатывался вплоть до начала 1940-х годов, но осуществить планы помешала война. Тогда все рейсы с Ходынки перенесли в Быково, Внуково и Остафьево.
После 1945 года власти рассматривали различные проекты застройки Ходынского поля. Например, в начале 1950-х разрабатывался проект строительства Дома техники — сталинской высотки, которую планировалось разместить на одной оси с Петровским дворцом. «На этом участке предполагалось создание различных научно-исследовательских институтов, связанных с авиационной промышленностью, например ОКБ им. Микояна и Гуревича и ОКБ им. Ильюшина. Основную же часть поля по проекту должна была занять квартальная сталинская застройка по примеру Песчаных улиц, — рассказывает Денис Ромодин. — Но поскольку этот участок принадлежал Министерству обороны, город не имел административных возможностей что-либо здесь делать. После войны Министерство обороны активно занялось развитием спортивной инфраструктуры Ходынского поля: рядом с авиационными ангарами, которые стоят и сегодня, появились бассейн, крытый ледовый дворец, атлетический манеж и другие сооружения. Строительство продолжалось вплоть до 1980-х годов».
Новое время
До конца 1990-х годов Центральный московский аэродром оставался белым пятном на карте города: здесь ничего не проектировалось, поскольку территория принадлежала Министерству обороны, была исключена из городского развития и находилась за забором.
В 2003 году аэродром окончательно закрыли, хотя самолеты стояли еще долгое время — планировалось, что они станут экспонатами так и не реализованного музея авиационной техники под открытым небом. Только при Юрии Лужкове часть Ходынского поля отдали под жилые и коммерческие объекты — проектом застройки района занимался «Моспроект-4» под руководством архитектора Андрея Бокова.
Во второй половине нулевых здесь появился ледовый дворец спорта «Мегаспорт», жилой комплекс «Гранд Парк», а также крупнейший в Европе торгово-развлекательный центр «Авиапарк».
«Через компанию, которая занималась передачей Ходынского поля от Минобороны городу, я получил от инвестора проект застройки этой территории и принес его в «Моспроект-4», — вспоминает руководитель архитектурной студии ub.design, руководитель мастерской № 7 «Моспроекта» Борис Уборевич-Боровский. — Мы сделали несколько концепций, одну из которых Лужков категорически отверг, назвав ее «кусочно-линейной аппроксимацией», — до сих пор не понимаю, что это значит. Проект был полностью развлекательным: там не предполагалось ни жилья, ни социальных объектов, ни музея, зато предусмотрен аквапарк, картинг, еще какие-то спортивные объекты. После критики мэра мы изменили концепцию и обратились к самому понятию «Ходынское поле», чтобы его не потерять. Именно поэтому серединную часть всей площадки было решено сделать открытой: мы разместили там парк, в центре которого запроектировали Музей авиации и космонавтики. В южной части участка сделали большую длинную дугу, вдоль нее расположили жилые дома и объекты инфраструктуры».
Макет застройки района Ходынского поля
В отличие от реализованного проекта, решение мастерской Бориса Уборевича-Боровского предполагало невысотную и не очень плотную застройку, учитывая огромную площадь участка — около 136 га. Однако в процессе строительства в проект внесли значительные корректировки.
«В какой-то момент вмешался Лужков и попросил сделать больше жилья. Компания «Интеко», принадлежавшая [до 2011 года] его жене Елене Батуриной, имела большие планы по освоению этой территории — она собиралась построить здесь около 1 млн кв. м недвижимости, — продолжает Уборевич-Боровский. — Мы были вынуждены повысить этажность, где-то увеличить плотность, но композицию не меняли. Так, фокусом градостроительной оси, как и задумывалось, стал мой «дом-парус». Впрочем, довольно скоро нас отстранили от проектирования, и северная доля, где [сейчас] находится торговый комплекс «Авиапарк», была застроена уже без нас. Причем само название — «Авиапарк» — мы вместе с заказчиком придумали еще в 2000 году. Но так предполагалось назвать не торговый центр, а всю территорию бывшего летного поля с музеем посередине».
Парк
В 2014 году, когда строительство жилых кварталов вокруг Ходынского поля было завершено, московские власти провели международный конкурс на лучший проект парка на месте бывшего Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе. Тогда победил проект итальянской студии ландшафтного дизайна LAND Milano. Адаптацией проекта занималось российское бюро Kleinewelt Аrchitekten, однако реализовать проект не удалось.
Первоначальный проект парка
В результате парк «Ходынское поле» построили по проекту московской компании Magly Рroekt, которая сохранила структуру аэродрома: бывшая взлетно-посадочная полоса превратилась в широкий бульвар, а по его краям появились искусственные холмы, водоемы и прогулочные зоны.