Изобретение истории: что построили и что снесли в Москве в 2019 году
Столичные власти отчитались о рекордных объемах строительства в 2019 году: за 12 месяцев в столице построили более 10 млн кв. м недвижимости, в том числе несколько знаковых инфраструктурных объектов в центре города.
При этом Москва продолжает лишаться исторической застройки — по итогам уходящего года в столице снесено больше 20 зданий, из которых три — объекты культурного наследия. Некоторые сооружения демонтированы незаконно, некоторые — с согласия властей.
«РБК-Недвижимость» подводит главные архитектурные итоги года.
Новое строительство
В 2019 году в Москве завершено строительство ряда крупных объектов, прежде всего спортивной инфраструктуры. Летом на территории олимпийского комплекса «Лужники» построили Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой (авторы проекта — «Метрополис», ТПО «Прайд» и «Казанский ГипроНИИавиапром»).
В сентябре также в Лужниках открылся Дворец водных видов спорта — пятиэтажный плавательный комплекс, реконструированный по проекту архитектурного бюро UNK project. К 2020 году здесь появятся крупнейший в России теннисный клуб и Дворец единоборств со стеклянными фасадами по проекту того же UNK Project.
В числе новых зданий оказались и проекты реконструкции: весной на территории ЗИЛа открылся крупнейший в Европе дилерский центр и шоурум Mercedes-Benz и Audi. Впервые в истории двух конкурирующих брендов они разместились в одном здании — бывшем модельном цехе ЗИЛа, реконструированном по проекту московского архитектурного бюро Kleinewelt Architekten.
В августе к 80-летию ВДНХ завершили реставрацию большинства из оставшихся зданий исторического комплекса, а также фонтанов «Каменный цветок» и «Дружба народов». На территории выставки созданы новый образовательный кластер для детей и ландшафтный парк. В ближайшем будущем здесь появится новый крупный парк аттракционов.
Сносы
Большинство снесенных в 2019 году исторических построек относятся к концу XIX — началу ХХ века и расположены в границах Центрального административного округа. В числе утрат оказалась, например, усадьба Муханова, расположенная на Остоженке, 6. Здание, где в 70-е годы XIX века жил художник Василий Суриков, зимой с разрешения властей демонтировали, оставив фасадную стену: она станет частью элитного жилого комплекса, который строится на этом месте.
Летом на Садовнической набережной начался снос комплекса Вещевого интендантского склада Окружного интендантского управления конца XIX — начала XX века. Полиция и активисты «Архнадзора» смогли на время остановить демонтаж, однако спасти здание не удалось. Департамент культурного наследия выдал предписание об остановке незаконных работ и возбудил административное производство. Еще одно административное дело возбуждено против собственника флигеля городской усадьбы XIX века в Николоямском тупике, где капитальный ремонт здания обернулся его полным сносом.
Осенью список утрат дореволюционной промышленной архитектуры пополнило здание чаеразвесочной фабрики Вогау на Золоторожском Валу, построенное в конце XIX — начале XX века. Градозащитникам не удалось добиться признания фабричных корпусов объектом культурного наследия, что стало формальным условием для сноса — демонтаж комплекса начался без решения суда, указывают в «Архнадзоре». В будущем здесь планируется построить дома по московской программе реновации.
Главный скандал года связан со сносом киноцентра «Соловей» на Дружинниковской улице в Москве. Здание, построенное в 1989 году по проекту Владимира Гинзбурга и Юлия Филлера, не обладало охранным статусом, но по факту являлось одним из выдающихся образцов советского брутализма. Несмотря на протесты градозащитников, архитекторов и местных жителей, Москва поддержала планы инвестора построить на месте кинотеатра 21-этажный гостиничный комплекс с апартаментами, кинозалом и детским реабилитационным центром. Необходимость сноса собственник объяснил несоответствием существующего здания требованиям безопасности.
Спорные проекты
В следующем году решится судьба некоторых проектов, получивших широкий резонанс в 2019-м. В их числе — Бадаевский (Трехгорный) пивоваренный завод на набережной Тараса Шевченко, который компания Capital Group планирует превратить в элитный жилой комплекс. Девелопер намерен реконструировать бывшие производственные корпуса и разместить на территории завода новые объемы на 35-метровых колоннах (автор проекта — швейцарское архитектурное бюро Herzog & de Meuron Architekten).
Осенью в Москве прошли публичные слушания по утверждению новых границ межевания территории завода и внесению изменений в правила землепользованиям и застройки этого участка. Проект пока не утвержден городскими властями, а местные жители и арендаторы Бадаевского пытаются оспорить планы инвестора: по данным «Архнадзора», в предмет охраны внесено меньше исторических корпусов, чем сохранилось на самом деле.
Кроме того, в 2020 году окончательно решится судьба дома купца Булошникова на Большой Никитской улице: здание ждет дополнительная историко-культурная экспертиза, результаты которой обещают опубликовать через несколько месяцев. Цель экспертизы — определить, относится объект к XIX веку или к более позднему времени (что открывает возможности для сноса). Затем проект полной перестройки здания еще раз рассмотрят на градостроительно-земельной комиссии.
В начале 2020 года власти должны поставить точку в истории со сносом бывшего доходного дома Черникова во 2-м Неопалимовском переулке, 3. Здание 1901 года постройки ранее планировалось демонтировать для строительства на его месте элитного жилого комплекса по проекту архитектурного бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры». В ноябре собственник отказался от планов по сносу под влиянием профессиональной общественности и местных жителей. Эту позицию также поддержали столичный департамент культурного наследия и Совет по правам человека при президенте России. При этом здание не признано объектом культурного наследия, а значит, остается в зоне риска.
Планы на 2020-й
Большинство знаковых строек 2020-ого года — проекты реконструкции существующих исторических зданий. Весной в пространстве бывшей ГЭС-2 на Болотной площади откроется музей современного искусства, созданием которого занимается фонд V–A–C. Приспособлением электростанции начала ХХ века под новые функции занимается итальянское бюро Renzo Piano Building Workshop. После реконструкции на площади 17,5 тыс. кв. м разместятся выставочные галереи, концертные и театральные залы, библиотека, кафе и ресторан. Музейное пространство выйдет за пределы здания: осенью во дворе ГЭС-2 высадили березовую рощу, ее продолжением станет пешеходная набережная между храмом Христа Спасителя и Якиманской набережной — здесь появятся амфитеатры и три общественно-культурных центра.
Весной начнется комплексная реставрация Московского Дворца пионеров на Воробьевых горах, рассчитанная на четыре года. Здание, построенное в 1962 году по проекту архитекторов Феликса Новикова, Владимира Кубасова, Виктора Егерева, Игоря Покровского, Михаила Хажакяна и Бориса Палуя, станет первым примером научной реставрации памятника советского модернизма.
В декабре после семилетней реконструкции в Москве откроется Политехнический музей. Строители полностью обновили фундамент здания, превратили в музейное пространство два подземных этажа, а также укрепили несущие конструкции. Летом реставраторы открыли северный фасад здания с воссозданным горельефом Георгия Победоносца, барельефами и тремя восстановленными панно. Осенью 2019-ого здесь появился новый пешеходный маршрут, который соединил бывший подвальный уровень музея и прилегающие территории: пространство от Центрального детского магазина через Лубянскую площадь, Политехнический музей и Ильинский сквер до парка «Зарядье».
Новое масштабное строительство в следующем году развернется за пределами МКАД — на территории инновационного центра «Сколково» начнут сооружать многофункциональный спортивный комплекс с двумя ледовыми аренами «Sk арена». В комплексе площадью 3 тыс. кв. м предусмотрены площадки для соревнований по керлингу, художественной гимнастике, баскетболу, а также конференц-залы, кафе, магазины и 23 номера для размещения спортсменов. Одновременно здесь будут строиться гольф-клуб и технопарк Сбербанка по проекту Zaha Hadid Architects.