Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Переосмысление торговых центров: каким ретейл выйдет из кризиса
Мнения⁠,
0
Владислав Фадеев

Переосмысление торговых центров: каким ретейл выйдет из кризиса

C наступлением кризиса, вызванного распространением COVID-19 и обвалом цен на нефть, одним из наиболее пострадавших сегментов рынка недвижимости оказался ретейл. Воздействовали на него как структурные изменения российской экономики (изменение товарооборота, рост уровня безработицы и снижение доходов населения), так и внутриотраслевые явления, во многом формирующие его посткризисный портрет.

Отложенный спад ввода ТЦ

Между началом экономического кризиса и падением ввода торговых центров, как правило, существует разрыв: спад приходится на третий год после начала кризиса.

Это объясняется тем, что остановка проектов, находящихся в достаточно высокой степени готовности на момент начала экономического спада, нецелесообразна. В 2020 и 2021 годах такие объекты будут оперативно достраиваться, их завершение поддержит объем нового предложения на высоком уровне в среднесрочной перспективе. Скорее всего, спад ввода ТЦ наступит в 2022 году.

Рост вакантности

Изменение доли свободных площадей в торговых центрах, напротив, происходит практически сразу. Так, в столице с наступлением кризиса вакантность повышается сразу на 2–3 п.п., потом в течение полутора лет достигает максимума и еще полгода колеблется вокруг него. Затем по прошествии примерно двух лет с начала кризиса, в момент уменьшения объемов ввода новых объектов, доля свободных площадей начинает снижаться.

В основном увеличение доли свободных площадей произойдет в наименее успешных объектах. Хорошие торговые центры с продуманной концепцией и профессиональной управляющей компанией подвергнутся увеличению вакантности не так ощутимо. В сравнении со среднерыночной ситуацией реакция прайм-объектов на кризисные условия будет минимальной.

Если ограничения, введенные в связи с пандемией, будут сняты летом, доля свободных площадей по итогам 2020 года достигнет 8–10% в Москве и 9–10% в Петербурге. Для ключевых ТЦ столицы вакантность вырастет с текущих 1,2% до 3–4%.

Высокая степень готовности заявленных на 2020 год объектов позволяет предположить, что большая часть из них все же откроется к концу текущего года. В столице на 2020 год заявлено 306 тыс. кв. м, 75 тыс. из которых уже введены — в составе торгового центра в парке развлечений «Остров Мечты» и торгового центра «Столица» в Новой Москве. В Северной столице анонсирован ввод 47 тыс. кв. м, но вероятность переноса сроков открытия очень высока.

Оптимизация и реконцепция офлайн-магазинов

Неизбежными последствиями кризиса также являются прекращение деятельности и уход с рынка некоторых брендов, оптимизация сетей офлайн-магазинов и уменьшение их количества. Кроме того, снижение доходов населения приведет к вынужденному изменению потребительских предпочтений в сторону бюджетных брендов и к более сдержанному потреблению.

Текущий кризис обнажит необходимость реконцепции устаревших объектов и стимулирует переосмысление роли торгового центра в принципе. Вследствие того, что офлайн-магазины станут все больше играть роль пунктов выдачи онлайн-заказов, ретейлеры будут внимательно анализировать, насколько их магазины удобны и функциональны с этой точки зрения.

Бум аутлетов

Временное закрытие физических точек продаж повлечет за собой ускоренные изменения в принципах работы многих ретейлеров в будущем. Нереализованные в весенний сезон товары подтолкнут fashion-ретейлеров сегмента выше среднего обратить более пристальное внимание на формат аутлет-центров для того, чтобы распродать товар, не реализованный за время простоя, а также начать развивать это перспективное направление. Стоит отметить, что на 2019–2020 годы пришлось бурное развитие аутлетов в столицах: до конца текущего года в Москве ожидаются два новых проекта, а в Санкт-Петербурге — третья очередь уже существующего.

Рост онлайн-торговли и развитие омниканальности

Еще одним «эффектом пандемии» является форсированное развитие и внедрение онлайн-торговли там, где ее не было, а также усовершенствование и расширение каналов взаимодействия брендов с потребителями. Несмотря на то что онлайн в ближайшее время не заменит традиционный шопинг, текущий кризис дает значительный толчок в сторону омниканальности и принятия онлайн-канала наравне с офлайном как ретейлерами, так и потребителями. Наличие развернутой инфраструктуры для оперативного выполнения онлайн-заказов станет одним из решающих факторов роста для игроков рынка.

Об авторе
Владислав Фадеев Владислав Фадеев руководитель отдела исследований компании JLL
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Как сделать зимний сад в частном доме и что для этого нужно Дизайн, 13 дек, 09:44
Суд защитил права обманутого продавца и добросовестного покупателя жилья Жилье, 12 дек, 19:28
Самое интересное из телеграм-канала «РБК Недвижимость» за неделю Жилье, 12 дек, 17:20
Цветное стекло и микс эпох: тренды в дизайне интерьера — 2026 Дизайн, 12 дек, 16:10
71% покупателей жилья боятся столкнуться с «эффектом Долиной» Жилье, 12 дек, 14:54
Что такое фальш-камин и как его сделать Дизайн, 12 дек, 14:51
Продажи новостроек в России в 2025-м почти догонят показатель 2024 года Жилье, 12 дек, 14:01
В рейтинге репутации застройщиков Москвы сменился лидер Отрасль, 12 дек, 13:21
Новый гид по винам России: совместный проект Артура Саркисяна и РБК Город, 12 дек, 11:12
Девять способов оплатить услуги ЖКХ. Инструкции Деньги, 12 дек, 10:39
Мэрия Москвы согласовала проект планировки парка на месте монорельса Город, 12 дек, 10:28
Объем введенных гостиничных номеров установит рекорд за 10 лет Отрасль, 12 дек, 09:40
Выбор жилья в новостройках Новой Москвы упал вдвое за два года Жилье, 11 дек, 19:35
Аренда жилья подешевела второй месяц подряд после сезонного роста Жилье, 11 дек, 18:19
Лента Радио