Город стал цифровым и гибким: 7 главных трендов постпандемийной Москвы
Пандемия COVID-19 изменила все сферы жизни общества. В какой-то момент улицы опустели, как и торговые центры, рестораны и кафе, а большинство людей перешло на удаленную работу и дистанционное обучение. Забота о безопасности открыла дорогу бесконтактной доставке и покупкам онлайн, в столице проявилось множество новых тенденций, изменивших город и его жителей.
Эксперты рассказали о главных трендах, которые сформировались в городской среде Москвы во время пандемии.
Тренд № 1. Цифровизация
Бесконтактность — один из главных трендов в Москве 2021 года. Cтоличные власти и бизнес активно развивают цифровую среду, внедряют инновации в различные сферы, создают электронные сервисы и приложения. «Цифровизация, безусловно, помогла и помогает нам пережить пандемию — это и видеоконференции, и цифровые сервисы по заказу продуктов питания и всевозможных услуг. Все они повысили наше качество жизни, сделали ее комфортнее. Пока этот тренд будет укрепляться. Онлайн-обучение и онлайн-встречи — это хорошо, и это выход при сложившихся условиях, но когда пандемия завершится, возможно, будет противоположный тренд — на очное общение», — рассказала урбанист, директор АНО «Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве» (НИИУРС) Вера Бурцева.
Особое внимание в период карантинных мер привлекала тема этичного и безопасного сбора, передачи и использования данных горожан. «Для того чтобы даже в экстренных ситуациях аналитика информации не вызывала нареканий с точки зрения защиты персональных данных, этики и безопасности, стало необходимо использование IT-систем, разработанных по принципу privacy by design. В таких системах нарушение требований по безопасности невозможно и со стороны пользователей, так как защищено самой организацией системы. Создание таких систем для горожан теперь на повестке IT-разработчиков Москвы», — объяснила вице-президент аналитической компании Habidatum Екатерина Летуновская.
Читайте также
Тренд № 2. Деурбанизация
Во время карантина люди начали массово покидать города, чтобы иметь возможность гулять по собственному саду, а не только на балконе или вокруг дома. Несмотря на то что жесткий локдаун закончился, многие москвичи так и остались жить за городом.
«Небольшим квартирам в центре горожане начали отдавать предпочтение большим площадям за городом. Произошел бум на быстровозводимые модульные дома. Люди стали выбирать гибкие планировки, отвечающие нуждам каждого члена семьи. Благодаря карантину многие поняли ценность близости к природе и собственной территории», — подчеркнула эксперт дизайн-студии MashMellow Мария Сильвестрова. Она отметила, что это и сформировало новый для Москвы тренд — деурбанизацию.
Читайте также
Тренд № 3. Комьюнити-пространства
В период пандемии стало очевидно, что городская среда играет важную роль в жизни каждого человека. Придомовая территория стала и местом прогулок, и парком, и спортивной площадкой, но далеко не везде дворы отвечают новым запросам жителей, поэтому возник запрос на качественное благоустройство не только парков, скверов и набережных, но и комьюнити-пространств (с культурной, образовательной, деловой и социальной функцией) в районах города.
Именно эти потребности на основе данных о мобильности и потребительской активности населения выделяла компания Habidatum в совместном с МЦУ исследовании московских районов в 2020 году. «Для формирования стратегий развития локальных общественных пространств в будущем, если опираться на данные этого и предыдущих исследований районов столицы, например индекса спальности и дефицита комьюнити-пространств, основных коммерческих, социальных и культурных функций, можно будет сформировать картину потребностей в каждой локальности», — считает Летуновская. Она уточнила, что эта тенденция в ближайшем будущем вынудит пересмотреть подход к городскому планированию.
Читайте также
Тренд № 4. Переосмысление ретейла
Пандемия COVID-19 привела к изменению потребительского поведения москвичей. Многое ушло в онлайн, люди стали активно пользоваться сервисами доставки, избегая толп в магазинах и торговых центрах. Сами ТЦ, как и бизнес-центры, в ближайшее время ждет существенная трансформация, считает глава архитектурного бюро A61 Дмитрий Морозов.
«Во время карантина функцию точки притяжения сохранили только районные моллы, а завязанные на автомобильный трафик торговые центры опустели или закрылись. В дальнейшем сохранится тренд на покупки ближе к дому, на востребованность функций торгового центра за пределами покупок — это также общественные пространства, места получения доставок (с учетом роста спроса на e-commerce)», — объяснила вице-президент Habidatum.
Части торговых пространств может потребоваться перепрофилирование, которое должно происходить с учетом доступного локального рынка: выбирая новые функции, теперь необходимо отвечать на вопрос, насколько велик и как организован по интересам спрос в транспортной и пешеходной доступности от ТЦ и какие из запросов потребителей недообслужены средствами e-commerce и существующим предложением услуг и коммерческих пространств, отметила Летуновская. Она подчеркнула, что во время карантина обострилась потребность в качественном ретейле на улицах в пешеходной доступности от мест проживания или работы москвичей, а также наблюдалась неравномерность влияния спада мобильности на развитие торговых сетей.
Читайте также
Тренд № 5. Экологичность и ЗОЖ
Экологическая повестка, бережное отношение к природе и окружающей среде — еще один новый необходимый аспект современного мегаполиса. Период карантина показал, как может «дышать» Москва, и людям это понравилось, а глобальной целью теперь стало сокращение выбросов отходов и акцент на здоровом образе жизни при формировании новых городских пространств, уточнил глава архитектурного бюро А61. «В период карантина особую важность приобрели качества застройки и локальной среды для поддержания «зеленого образа жизни». Важными аспектами теперь являются инсоляция, наличие балконов, наличие зелени в непосредственном доступе у дома или видимой из окна», — пояснила Летуновская.
Из-за пандемии у жителей столицы возникла потребность в большем числе зеленых насаждений вокруг дома, считает урбанист, директор (НИИУРС) Вера Бурцева. «Когда ты ограничен и в пейзаже за окном, и в маршрутах по району, хочется получить максимум от каждого пребывания на свежем воздухе. До пандемии большинство горожан не обращали внимания на количество деревьев и клумб, так как находились в вечной спешке и лишь ночевали дома», — объяснила эксперт.
Читайте также
Тренд № 6. Новые маршруты
Для безопасности здоровья москвичей стало необходимым переосмысление всей городской среды. Возросла потребность в прокладке новых маршрутов, перераспределении потоков граждан, формировании условий, при которых разные возрастные группы могут перемещаться и взаимодействовать с минимальными рисками заражения, отметил Морозов. По его словам, это уже новая реальность и тренд только укрепится в будущем.
«В работе с Москвой, городами Украины и Казахстана в период карантина мы участвовали в разработке вело- и пешеходных стратегий (на основе данных метрик Bicycle Comfort Index, Walking Comfort Index) и увидели воочию, как меняются транспортные стереотипы горожан. Есть основания полагать, что бесповоротно. При выборе новых маршрутов учитывались не только функциональное наполнение и озелененность направления, но и транспортная безопасность — это важно при увеличении спроса на средства альтернативной мобильности, которая должна бесконфликтно и безопасно сочетаться с существующим в городе транспортом», — уточнила Летуновская.
Читайте также
Тренд № 7. Город шаговой доступности
Пандемия показала, насколько важно создавать локальное разнообразие городских сервисов и услуг, что сформировало седьмой важный тренд — «город в шаговой доступности». «Концепция 15-минутного города предлагает людям воспользоваться городскими возможностями, перемещаясь пешком, на велосипедах или другим непубличным и автотранспортом. Эта концепция усиливает роль локальных центров и снижает традиционное различие между периферией и центром, что неизбежно скажется на архитектуре так называемых спальных районов. Если такая концепция найдет активное применение, в ближайшие несколько лет мы увидим очень интересные и любопытные изменения», — рассказал директор по дизайну компании Habidatum Эдуард Хайман.
Эпидемия выявила явную необходимость в развитой инфраструктуре вокруг дома. «Если в центре города хорошие кафе есть на каждом углу, то стоит выехать хотя бы за Третье кольцо — и найти качественное заведение с приличным интерьером и вкусным меню становится сложно. Конечно, кафе вроде бы место не первой необходимости, но это то место, которое позволяет легко сменить обстановку и «перезагрузиться», что необходимо для психологического комфорта и равновесия горожан», — подчеркнула директор НИИУРС. Она уточнила, что необходимость в развитой инфраструктуре вокруг дома — новая тенденция, которую должны будут учитывать при городском планировании.