Дизайн, простор и функционал: как изменились подъезды в жилых домах
Часто подъезды в типовых сериях домов советского периода не отличаются дружелюбностью и удобством. В большинстве из них темно и неуютно, а такие дополнительные функции, как места для консьержа или колясочной, и вовсе отсутствуют. Если подъезд много лет не видел капитального ремонта и качественного обслуживания управляющими компаниями, то это может вызвать шок.
Подъезды, или, как их часто называют, места общественного пользования (МОПы), в современных домах сильно изменились с советских времен. Входная группа стала составляющей комфортного жилья, лицом дома — то есть первым, с чем сталкивается человек, и этот образ создает впечатление о комфортности дома. Поэтому девелоперы стали серьезно относиться к созданию и дизайну подъездов, проектировщики на ранних стадиях закладывают новые дополнительные функции для жителей на первых этажах.
Дизайн подъездов
В отличие от типовых советских подъездов, сегодня заказчик разрабатывает индивидуальный дизайн-проект МОПов, отмечает архитектор, директор архбюро Buromoscow Юлия Бурдова. По ее словам, выбор материалов и сложность решений связаны с классом комфортности здания.
Сегодня девелоперы уделяют большое внимание стилистическому оформлению интерьеров подъездов, которые все чаще напоминают жилые пространства — натуральные материалы в отделке, зоны с мягкой мебелью и торшерами, ковровые покрытия, портьеры, — отмечают в пресс-службе девелоперской компании «Брусника». Под каждый свой проект компания разрабатывает индивидуальную интерьерную коллекцию с определенной цветовой палитрой, арт-объектами и дизайнерскими элементами — художественными панно, фитостенами или специально оформленными зонами из живых цветов.
«Еще на этапе проектирования мы делим места общего пользования первых этажей на функциональные зоны, полезные и удобные для будущих жителей, и утверждаем дизайн-проект. Раньше такого понятия, как дизайн-проект МОПа, не существовало в принципе — только планировочное решение. Жильцы сами придумывали, как оформить пространство, куда поставить новогоднюю елку и цветы, где разместить велосипеды и коляски. В современных домах подъезды превращаются в функциональные и красиво декорированные лобби», — говорит руководитель службы проектирования и архитектуры девелоперской компании «Пионер» Наталья Ермоленко.
Светлые и просторные
Начиная с периода Хрущева и вплоть до 2000-х годов городское жилье строилось по принципу жесткой экономии материалов, а подъезды представляли собой темные и тесные пространства, часто небезопасные. Cовременные МОПы по сравнению с советскими намного просторнее, а двери шире и удобнее для людей с колясками или для доставки мебели.
Сегодня в тренде светлые холлы с прозрачными входными группами на уровне земли и панорамным остеклением. Так жители видят, что происходит внутри подъезда и снаружи во дворе, отмечают в компании «Брусника». В компании разработан собственный стандарт площади МОПов, который рассчитан исходя из количества квартир: чем больше жителей в доме, тем просторнее парадные холлы и общественные пространства в нем. В среднем площадь холлов на первых этажах в проектах «Брусники» — 70–80 кв. м.
Консьержные, колясочные и новые сервисы
Функциональное наполнение, безопасность и удобные сервисы — это тоже одна из главных особенностей подъездов в современных новостройках. «Все это востребовано миллениалами, которые составляют ядро покупателей. Подобно лобби отеля или пространствам в аэропорту, в современных холлах жилых домов сделана удобная навигация, спроектированы отдельные пространства для хранения велосипедов и колясок, а также мягкие зоны, где можно провести встречи с управляющей компанией или гостями», — говорят в пресс-службе «Брусники».
Как правило, в домах комфорт-класса вместо комнаты для консьержа проектируют рецепцию и отдельное закрытое помещение, где персонал может переодеться и отдохнуть, отмечает архитектор Юлия Бурдова. По ее словам, в некоторых домах принципиально упрощают обслуживание и вместо консьержа ставят видеокамеры.
«Часто можно увидеть в задании на проектирование зону отдыха, место для колясок и велосипедов. В последнее время заказчик часто просит предусмотреть мини-коворкинг или переговорную. Это связано с растущей тенденцией работать дома», — говорит Юлия Бурдова.
В проектах компании «Пионер» колясочные, предназначенные для хранения колясок и детских велосипедов, оборудуют местом для мытья колес. Для велосипедов взрослых предусмотрены велопарковки в подземном паркинге и во внутреннем дворе ЖК.
Также в некоторых новостройках делают отдельное место для хранения инвентаря для уборки дома, встречаются и почтовые комнаты, где можно принять и проверить посылку при доставке, она может быть представлена и зоной с постоматами, а может быть дополнена помещением для хранения посылок, принятых консьержем.
«Почтовые ящики в зависимости от дизайн-проекта лобби служат элементом интерьера входной группы или находятся в почтовой комнате. Ими мало кто пользуется, но по нормативам ящики должны быть, чтобы почтальону было куда положить отправление», — говорит Наталья Ермоленко.
В подъездах домов бизнес-класса, а иногда и комфорт-класса можно встретить компактные зоны отдыха и ожидания с диваном, креслами и журнальным столиком. Это часть интерьера, призванная создавать ощущение дома и уюта. «В зависимости от типов зданий мягкие зоны расположены по-разному. В башнях проектируем входную группу в углу, чтобы рядом сформировать мягкую зону с красивым видом на благоустроенный зеленый двор. В многосекционных домах диванная группа также расположена у окна с видом во двор, но в центре секции», — говорит Наталья Ермоленко.
«Набор сервисов тоже зависит от класса здания — кафе и холодильники для шуб тоже возможны. Разнообразие функций повышает комфорт жизни и становится инструментом девелопера для привлечения потенциальных покупателей», — отмечает Юлия Бурдова из Buromoscow.
Читайте также:
Доступная среда
Часто это не только пожелания девелоперов для создания лучшего образа для дома, увеличения комфорта для жителей и роста продаж, но и новые требования к проектированию МОПов. Если раньше часто ступени были огромным препятствием для людей с ограниченными возможностями или с детскими колясками, велосипедами и т. д., то сейчас в подъездах создают безбарьерную среду — вход в подъезд на уровне земли или пандус. Если в подъезде есть лестница к лифтам, то она должна быть с подъемным оборудованием, но все чаще встречаются подъезды, где доступ к лифтам находится на одном уровне с землей.
Сегодня подъезд — это просторное светлое общественное пространство, связь жилого дома и окружения, как правило, он имеет вход со стороны улицы и выход во двор, отмечает архитектор Юлия Бурдова. По ее словам, двери находятся на одном уровне с землей, что позволяет беспрепятственно передвигаться всем без исключения.