Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Постпандемийные тенденции: как изменились запросы покупателей жилья
Отрасль ,  
0 

Постпандемийные тенденции: как изменились запросы покупателей жилья

Пандемия и вынужденный локдаун ускорили развитие уже существовавших трендов в девелопменте новостроек и создании общественных пространств
Фото: Брусника
Фото: Брусника

В период самоизоляции стали более востребованы квартиры с балконами и лоджиями, появились запросы на кабинеты для работы или пространства с возможностью зонирования, адаптивные планировки. Покупатели новостроек стали больше ценить развитую инфраструктуру рядом с домом, благоустроенные дворы и общественные пространства, а также наличие зеленой зоны рядом с домом.

Вместе с архитекторами разбираемся, какие долгосрочные тренды создала пандемия, как меняются запросы в проектировании жилых комплексов от застройщиков и как изменились запросы к квартирам и инфраструктуре жилых комплексов среди покупателей.

Лоджии, балконы и открытые пространства

Архитекторы отмечают, что за время пандемии повысилась ценность балконов, лоджий и летних помещений (в особенности с выходом на крышу или во двор). На уровне квартиры явной постпандемийной тенденцией можно считать рост привлекательности балконов и лоджий в жилых домах, отмечает руководитель группы компаний UNK Юлий Борисов. По оценке UNK, обязательное наличие балкона сейчас указывается в технических заданиях от девелоперов намного чаще, чем в 2018–2019 годах. Увеличился и размер лоджий и балконов — с 7–10% общей площади квартиры до 10–15%.

На уровне квартиры явной постпандемийной тенденцией можно считать рост привлекательности балконов и лоджий в жилых домах
На уровне квартиры явной постпандемийной тенденцией можно считать рост привлекательности балконов и лоджий в жилых домах

По данным исследования компании «Брусника», террасы вошли в топ-3 дополнительных характеристик квартиры, на которые покупатели обращают внимание при выборе жилья. Около четверти респондентов в Екатеринбурге, Тюмени, Новосибирске и Сургуте отметили их важность. «В период самоизоляции стало очевидно, что утилитарный подход к проектированию этих помещений себя изжил, эпоха балконов-кладовок и балконов-курилок ушла в прошлое. Теперь лоджии и террасы воспринимаются как полноценные комнаты, увеличивающие полезное пространство квартиры. Их площадь позволяет жителям разместить здесь обеденную зону, установить качели, надувной бассейн для детей и спортивные тренажеры, обустроить летний кинотеатр или мини-сад», — говорит главный архитектор мастер-плана в «Бруснике» Василий Большаков.

Террасы вошли в топ-3 дополнительных характеристик квартиры, на которые покупатели обращают внимание при выборе жилья
Террасы вошли в топ-3 дополнительных характеристик квартиры, на которые покупатели обращают внимание при выборе жилья

Застройщики о пандемии в 2020 году

В конце мая 2020 года редакция «РБК-Недвижимости» совместно с Ассоциацией профессионалов рынка недвижимости REPA провела опрос среди игроков рынка жилья об изменениях спроса на квартиры из-за пандемии. Больше половины участников (65%) отметили смену предпочтений: чаще всего покупатели хотят видеть в своей будущей квартире балкон и отдельную комнату или зону, которую можно использовать как кабинет. Участники опроса тогда отмечали рост запросов на более просторные гостиные и кухни, а площадь спален становится меньше. Эксперты отмечали, что для покупателей более важно функциональное зонирование жилья при сохранении его общей площади. В связи с пандемией также одними из главных трендов стали благоустроенные дворы и шаговая доступность парков и скверов.

Кабинеты, рабочие зоны и планировки квартир

Во время пандемии возрос интерес к планировкам с кабинетами. Их необходимость осознали все, кто был вынужден временно переместить офис на домашнюю кухню. Архитекторы отмечают, что сейчас стали востребованы планировки, которые можно зонировать — отделить рабочую зону от мест для досуга, отдыха и сна.

В одном из столичных проектов девелопер поставил перед компанией задачу предусмотреть на закрытой территории комплекса площади, которые жители смогут арендовать под офис, отмечает архитектор, основатель и владелец бюро Arch(e)type Дарья Белякова. Это даст возможность полноценно работать рядом с собственной квартирой и не тратить времени на дорогу.

В пандемию, когда большинство жителей России оказались дома, остро встал вопрос планировок. Весной 2020 года квартиры превратились в рабочие кабинеты, классы для учебы, места для отдыха. Перед пандемией в некоторых проектах выросло количество вариантов планировок, но в 2020–2021 годах таких проектов стало еще больше, отмечает генеральный директор бюро «Крупный план» Сергей Никешкин. По его словам, девелоперы стараются предложить максимум вариантов, чтобы угодить потенциальным покупателям. Новые проекты отличаются и эргономичностью квартир — сокращением «бесполезных» квадратных метров, например в коридорах, и увеличением полезной площади в комнатах, кухнях или на лоджиях, где можно сделать зону отдыха или кабинет.

Общественные пространства и благоустройство

Главный тренд постковидного мира — большое внимание к окружающему пространству, дворовым и прилегающим территориям. В условиях ограниченной мобильности для людей стало особенно важно иметь рядом с домом хотя бы небольшие пространства для рекреации, считает управляющий партнер компании «Новая земля» Григорий Соломин. В целом опыт пандемии сделал очевидной необходимость создавать полноценное жизненное пространство внутри жилого комплекса, и, по нашему мнению, этот тренд получит дальнейшее развитие, прогнозирует Дарья Белякова.

«Концепция «15-минутного» города»

Постпандемийные тенденции: как изменились запросы покупателей жилья

Григорий Соломин, управляющий партнер компании «Новая земля»:

— На фоне пандемии популярность получила концепция «15-минутного» города, которая подразумевает, что все необходимые человеку сервисы и объекты для жизни располагаются не далее чем в 15 минутах от дома. Концепция ложится в основу многих мастер-планов, разрабатываемых в 2021 году. Такой подход позволяет создавать комфортную среду для жизни без необходимости выбираться в центр.

Пандемия заставила переосмыслить и подходы к организации общественных пространств. Средства ландшафтной архитектуры (например, живые изгороди) стали чаще использоваться в качестве инструментов, позволяющих соблюдать социальную дистанцию и разграничивать территорию, отмечает Василий Большаков из «Брусники». Но, по его словам, в России эта тенденция не так заметна, как за рубежом. В условиях, когда все передвижения горожан были сведены к 100-метровой зоне вокруг дома, на первый план вышли две характеристики: многофункциональность среды и шаговая доступность объектов инфраструктуры, отмечает архитектор.

Пандемия заставила переосмыслить и подходы к организации общественных пространств
Пандемия заставила переосмыслить и подходы к организации общественных пространств

«Жители ощутили острую потребность менять обстановку и род занятий, не покидая территории двора»

Постпандемийные тенденции: как изменились запросы покупателей жилья

Василий Большаков, главный архитектор мастер-плана в «Бруснике»:

— Жители ощутили острую потребность менять обстановку и род занятий, не покидая территории двора. Чем больше пользовательских сценариев в нем можно было реализовать, тем лучше. Поэтому идеалом стал считаться тот, где есть площадки для подвижных игр и воркаута, велосипедные дорожки и зоны для спокойного отдыха с беседками и мягкой мебелью. Этот же тезис справедлив для парков и скверов, которые во время изоляции превратились из исключительно рекреационных пространств в места проведения деловых встреч.

Прошедший год придал ускорение глобальному тренду на максимальную функциональную наполненность жилых кварталов и создание в комплексах приватных внутренних пространств, говорит Юлий Борисов из UNK. По его словам, эти тенденции прослеживаются на уровне как города, так и отдельных девелоперов — городские власти еще больше внимания стали уделять формированию полноценных улиц в спальных районах. Обустройство сквером, многообразие ретейла и объектов для встреч и проведения досуга, отсутствие пустырей и участков «вне концепции» — все это направлено на создание социальной жизни в каждом микрорайоне, приводит пример архитектор. По его мнению, пандемия усилила этот тренд, поскольку в результате перехода на удаленную работу возникла реальная конкуренция между жизнью в загородном доме и в городской квартире. И «социальная жизнь» в каждом микрорайоне — конкурентное преимущество городского образа жизни перед загородным, поясняет архитектор.

«Девелоперы также сфокусировались на создании комфортной среды, перераспределив инвестиции с создания изысканных фасадов на инфраструктуру и комплексное благоустройство. Больше внимания стали уделять созданию внутреннего закрытого пространства и функциональному зонированию жилого квартала», — говорит Юлий Борисов.

«Девелоперы готовы тратить существенные средства и на общественные пространства»

Постпандемийные тенденции: как изменились запросы покупателей жилья

Дарья Белякова, архитектор, основатель и владелец бюро Arch(e)type:

— Теперь девелоперы готовы тратить существенные средства и на общественные пространства, не ограничиваясь зоной лобби. Клубный этаж, эксплуатируемая кровля, парки и сады на территории — раньше все это считалось, скорее, излишеством и роскошью, а сегодня стало необходимостью. Сейчас актуальным запросом является, например, размещение в доме клубной зоны, занимающей целый этаж. Здесь жители смогут проводить время и общаться, что станет особенно ценным, если мы вдруг снова окажемся «взаперти». По этой же причине все более популярными становятся решения с эксплуатируемой кровлей.

Пандемия ускорила запрос на многофункциональность жилых комплексов, чтобы жители могли проводить досуг и решали важные задачи рядом с домом. Застройщики это понимают и выводят на рынок комплексы с «дворами без машин», детскими и спортивными площадками, зонами для прогулок и спокойного отдыха, благоустраивают территории рядом, создавая рекреационную инфраструктуру для жителей района, приводит примеры генеральный директор бюро «Крупный план» Сергей Никешкин.

«Параллельно расширяются функции ЖК. Так, в лобби устанавливают постаматы для доставки, проектируют места для встреч и даже кафе. В комплексах появляются магазины, коворкинги, рестораны, социальные учреждения. Жители получают возможность решать бытовые вопросы, не отходя от дома. Это не новинка и уже реализуется в США, Европе и России — например, в Подмосковье часть решений недавно включили в обязательный стандарт для застройщиков. Я жду роста подобных проектов: пандемия показала, что происходящие преобразования — единственный правильный путь развития жилых районов», — отмечает Сергей Никешкин.

Клубный этаж, эксплуатируемая кровля, парки и сады на территории — раньше все это считалось, скорее, излишеством и роскошью, а сегодня стало необходимостью
Клубный этаж, эксплуатируемая кровля, парки и сады на территории — раньше все это считалось, скорее, излишеством и роскошью, а сегодня стало необходимостью

Пока рано говорить о глобальных изменениях

Постпандемийные тенденции: как изменились запросы покупателей жилья

Василий Большаков, главный архитектор мастер-плана компании «Брусника»:

— Пандемия, безусловно, изменила привычный образ жизни людей в крупных городах. Однако говорить о связанных с этим глобальных трансформациях в девелопменте нельзя. Вынужденный локдаун, скорее, просто ускорил распространение сложившихся к этому времени трендов, а покупателей квартир заставил пересмотреть отношение к жилому пространству.

Постпандемийные тенденции: как изменились запросы покупателей жилья

Юлий Борисов, руководитель группы компаний UNK:

— Говорить о реализованных проектах с постпандемийной концепцией пока не приходится. Значительные преобразования в подходах к градостроению и архитектуре произойдут, если пандемия продлится как минимум лет пять. И если это случится, могу предположить, что изменится сам уклад жизни и менталитет в нашей стране. Люди будут проще приспосабливаться к возникающим ситуациям и настраиваться на быстрые перемены. Это приведет к смещению спроса с рынка купли-продажи на рынок аренды. И — как следствие — приведет к большему многообразию форматов жилья, чем есть сейчас.

Постпандемийные тенденции: как изменились запросы покупателей жилья

Сергей Никешкин, генеральный директор бюро «Крупный план»:

— Нельзя утверждать, что именно пандемия коронавируса повлияла на изменения в строительстве — гораздо важнее запросы покупателей, которые повышают требования к качеству и наполненности жилых проектов. Но пандемия показала слабые стороны существующей жилой застройки и ускорила изменения.

Читайте также:

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Изумрудный город на Новой Риге: чем удивляет поселок «Эмеральд Вилладж»Загород, 18:15
Виды обременений недвижимости и как их снять. Инструкция РосреестраЖилье, 17:13
Цены на новостройки бизнес-класса Москвы превысили ₽500 тыс. за 1 кв. мЖилье, 16:42
Эксперты назвали долю отложивших покупку жилья россиянЖилье, 15:47
В Госдуму внесли закон о безопасной эксплуатации лифтов в жилых домахОтрасль, 14:00
«Дом.РФ» спрогнозировал замедление темпов строительства жилья в РоссииОтрасль, 12:31
Нотариусы будут информировать наследников о долгах. Что это значитЖилье, 11:00
Аналитики сообщили о стагнации цен в новостройках МосквыЖилье, 09:36
Названы регионы с наибольшим падением выдачи льготной ипотекиДеньги, 00:00
Дума одобрила в 1-м чтении проект о возможности скрывать запросы в ЕГРНДеньги, 21 ноя, 18:03
5 мифов о гибкой керамике: материал будущего или тупик? Большой разборОтрасль, 21 ноя, 17:08
Метрогородок возглавил рейтинг районов Москвы по росту цен на арендуЖилье, 21 ноя, 15:50
Хуснуллин сообщил, что не ожидает появления новых обманутых дольщиковОтрасль, 21 ноя, 14:43
Риелторы заявили о сокращении предложения коттеджей в Подмосковье в 8 разЗагород, 21 ноя, 13:47
Главное Лента