Постпандемийные тенденции: как изменились запросы покупателей жилья
В период самоизоляции стали более востребованы квартиры с балконами и лоджиями, появились запросы на кабинеты для работы или пространства с возможностью зонирования, адаптивные планировки. Покупатели новостроек стали больше ценить развитую инфраструктуру рядом с домом, благоустроенные дворы и общественные пространства, а также наличие зеленой зоны рядом с домом.
Вместе с архитекторами разбираемся, какие долгосрочные тренды создала пандемия, как меняются запросы в проектировании жилых комплексов от застройщиков и как изменились запросы к квартирам и инфраструктуре жилых комплексов среди покупателей.
Лоджии, балконы и открытые пространства
Архитекторы отмечают, что за время пандемии повысилась ценность балконов, лоджий и летних помещений (в особенности с выходом на крышу или во двор). На уровне квартиры явной постпандемийной тенденцией можно считать рост привлекательности балконов и лоджий в жилых домах, отмечает руководитель группы компаний UNK Юлий Борисов. По оценке UNK, обязательное наличие балкона сейчас указывается в технических заданиях от девелоперов намного чаще, чем в 2018–2019 годах. Увеличился и размер лоджий и балконов — с 7–10% общей площади квартиры до 10–15%.
По данным исследования компании «Брусника», террасы вошли в топ-3 дополнительных характеристик квартиры, на которые покупатели обращают внимание при выборе жилья. Около четверти респондентов в Екатеринбурге, Тюмени, Новосибирске и Сургуте отметили их важность. «В период самоизоляции стало очевидно, что утилитарный подход к проектированию этих помещений себя изжил, эпоха балконов-кладовок и балконов-курилок ушла в прошлое. Теперь лоджии и террасы воспринимаются как полноценные комнаты, увеличивающие полезное пространство квартиры. Их площадь позволяет жителям разместить здесь обеденную зону, установить качели, надувной бассейн для детей и спортивные тренажеры, обустроить летний кинотеатр или мини-сад», — говорит главный архитектор мастер-плана в «Бруснике» Василий Большаков.
Застройщики о пандемии в 2020 году
В конце мая 2020 года редакция «РБК-Недвижимости» совместно с Ассоциацией профессионалов рынка недвижимости REPA провела опрос среди игроков рынка жилья об изменениях спроса на квартиры из-за пандемии. Больше половины участников (65%) отметили смену предпочтений: чаще всего покупатели хотят видеть в своей будущей квартире балкон и отдельную комнату или зону, которую можно использовать как кабинет. Участники опроса тогда отмечали рост запросов на более просторные гостиные и кухни, а площадь спален становится меньше. Эксперты отмечали, что для покупателей более важно функциональное зонирование жилья при сохранении его общей площади. В связи с пандемией также одними из главных трендов стали благоустроенные дворы и шаговая доступность парков и скверов.
Кабинеты, рабочие зоны и планировки квартир
Во время пандемии возрос интерес к планировкам с кабинетами. Их необходимость осознали все, кто был вынужден временно переместить офис на домашнюю кухню. Архитекторы отмечают, что сейчас стали востребованы планировки, которые можно зонировать — отделить рабочую зону от мест для досуга, отдыха и сна.
В одном из столичных проектов девелопер поставил перед компанией задачу предусмотреть на закрытой территории комплекса площади, которые жители смогут арендовать под офис, отмечает архитектор, основатель и владелец бюро Arch(e)type Дарья Белякова. Это даст возможность полноценно работать рядом с собственной квартирой и не тратить времени на дорогу.
В пандемию, когда большинство жителей России оказались дома, остро встал вопрос планировок. Весной 2020 года квартиры превратились в рабочие кабинеты, классы для учебы, места для отдыха. Перед пандемией в некоторых проектах выросло количество вариантов планировок, но в 2020–2021 годах таких проектов стало еще больше, отмечает генеральный директор бюро «Крупный план» Сергей Никешкин. По его словам, девелоперы стараются предложить максимум вариантов, чтобы угодить потенциальным покупателям. Новые проекты отличаются и эргономичностью квартир — сокращением «бесполезных» квадратных метров, например в коридорах, и увеличением полезной площади в комнатах, кухнях или на лоджиях, где можно сделать зону отдыха или кабинет.
Общественные пространства и благоустройство
Главный тренд постковидного мира — большое внимание к окружающему пространству, дворовым и прилегающим территориям. В условиях ограниченной мобильности для людей стало особенно важно иметь рядом с домом хотя бы небольшие пространства для рекреации, считает управляющий партнер компании «Новая земля» Григорий Соломин. В целом опыт пандемии сделал очевидной необходимость создавать полноценное жизненное пространство внутри жилого комплекса, и, по нашему мнению, этот тренд получит дальнейшее развитие, прогнозирует Дарья Белякова.
«Концепция «15-минутного» города»
Григорий Соломин, управляющий партнер компании «Новая земля»:
— На фоне пандемии популярность получила концепция «15-минутного» города, которая подразумевает, что все необходимые человеку сервисы и объекты для жизни располагаются не далее чем в 15 минутах от дома. Концепция ложится в основу многих мастер-планов, разрабатываемых в 2021 году. Такой подход позволяет создавать комфортную среду для жизни без необходимости выбираться в центр.
Пандемия заставила переосмыслить и подходы к организации общественных пространств. Средства ландшафтной архитектуры (например, живые изгороди) стали чаще использоваться в качестве инструментов, позволяющих соблюдать социальную дистанцию и разграничивать территорию, отмечает Василий Большаков из «Брусники». Но, по его словам, в России эта тенденция не так заметна, как за рубежом. В условиях, когда все передвижения горожан были сведены к 100-метровой зоне вокруг дома, на первый план вышли две характеристики: многофункциональность среды и шаговая доступность объектов инфраструктуры, отмечает архитектор.
«Жители ощутили острую потребность менять обстановку и род занятий, не покидая территории двора»
Василий Большаков, главный архитектор мастер-плана в «Бруснике»:
— Жители ощутили острую потребность менять обстановку и род занятий, не покидая территории двора. Чем больше пользовательских сценариев в нем можно было реализовать, тем лучше. Поэтому идеалом стал считаться тот, где есть площадки для подвижных игр и воркаута, велосипедные дорожки и зоны для спокойного отдыха с беседками и мягкой мебелью. Этот же тезис справедлив для парков и скверов, которые во время изоляции превратились из исключительно рекреационных пространств в места проведения деловых встреч.
Прошедший год придал ускорение глобальному тренду на максимальную функциональную наполненность жилых кварталов и создание в комплексах приватных внутренних пространств, говорит Юлий Борисов из UNK. По его словам, эти тенденции прослеживаются на уровне как города, так и отдельных девелоперов — городские власти еще больше внимания стали уделять формированию полноценных улиц в спальных районах. Обустройство сквером, многообразие ретейла и объектов для встреч и проведения досуга, отсутствие пустырей и участков «вне концепции» — все это направлено на создание социальной жизни в каждом микрорайоне, приводит пример архитектор. По его мнению, пандемия усилила этот тренд, поскольку в результате перехода на удаленную работу возникла реальная конкуренция между жизнью в загородном доме и в городской квартире. И «социальная жизнь» в каждом микрорайоне — конкурентное преимущество городского образа жизни перед загородным, поясняет архитектор.
«Девелоперы также сфокусировались на создании комфортной среды, перераспределив инвестиции с создания изысканных фасадов на инфраструктуру и комплексное благоустройство. Больше внимания стали уделять созданию внутреннего закрытого пространства и функциональному зонированию жилого квартала», — говорит Юлий Борисов.
«Девелоперы готовы тратить существенные средства и на общественные пространства»
Дарья Белякова, архитектор, основатель и владелец бюро Arch(e)type:
— Теперь девелоперы готовы тратить существенные средства и на общественные пространства, не ограничиваясь зоной лобби. Клубный этаж, эксплуатируемая кровля, парки и сады на территории — раньше все это считалось, скорее, излишеством и роскошью, а сегодня стало необходимостью. Сейчас актуальным запросом является, например, размещение в доме клубной зоны, занимающей целый этаж. Здесь жители смогут проводить время и общаться, что станет особенно ценным, если мы вдруг снова окажемся «взаперти». По этой же причине все более популярными становятся решения с эксплуатируемой кровлей.
Пандемия ускорила запрос на многофункциональность жилых комплексов, чтобы жители могли проводить досуг и решали важные задачи рядом с домом. Застройщики это понимают и выводят на рынок комплексы с «дворами без машин», детскими и спортивными площадками, зонами для прогулок и спокойного отдыха, благоустраивают территории рядом, создавая рекреационную инфраструктуру для жителей района, приводит примеры генеральный директор бюро «Крупный план» Сергей Никешкин.
«Параллельно расширяются функции ЖК. Так, в лобби устанавливают постаматы для доставки, проектируют места для встреч и даже кафе. В комплексах появляются магазины, коворкинги, рестораны, социальные учреждения. Жители получают возможность решать бытовые вопросы, не отходя от дома. Это не новинка и уже реализуется в США, Европе и России — например, в Подмосковье часть решений недавно включили в обязательный стандарт для застройщиков. Я жду роста подобных проектов: пандемия показала, что происходящие преобразования — единственный правильный путь развития жилых районов», — отмечает Сергей Никешкин.
Пока рано говорить о глобальных изменениях
Василий Большаков, главный архитектор мастер-плана компании «Брусника»:
— Пандемия, безусловно, изменила привычный образ жизни людей в крупных городах. Однако говорить о связанных с этим глобальных трансформациях в девелопменте нельзя. Вынужденный локдаун, скорее, просто ускорил распространение сложившихся к этому времени трендов, а покупателей квартир заставил пересмотреть отношение к жилому пространству.
Юлий Борисов, руководитель группы компаний UNK:
— Говорить о реализованных проектах с постпандемийной концепцией пока не приходится. Значительные преобразования в подходах к градостроению и архитектуре произойдут, если пандемия продлится как минимум лет пять. И если это случится, могу предположить, что изменится сам уклад жизни и менталитет в нашей стране. Люди будут проще приспосабливаться к возникающим ситуациям и настраиваться на быстрые перемены. Это приведет к смещению спроса с рынка купли-продажи на рынок аренды. И — как следствие — приведет к большему многообразию форматов жилья, чем есть сейчас.
Сергей Никешкин, генеральный директор бюро «Крупный план»:
— Нельзя утверждать, что именно пандемия коронавируса повлияла на изменения в строительстве — гораздо важнее запросы покупателей, которые повышают требования к качеству и наполненности жилых проектов. Но пандемия показала слабые стороны существующей жилой застройки и ускорила изменения.