Соучаствующее проектирование: как люди могут сделать свой двор лучше
Частные российские девелоперы пока редко привлекают граждан для разработки проектов благоустройства дворов в новых ЖК и ближайших к новостройкам городских пространств. В Европе такая форма сотрудничества существует давно и называется соучаствующим проектированием. В России этим в основном занимается государство.
Тем не менее отечественные застройщики уже предпринимают первые шаги в этом направлении. Рассказываем, что такое соучаствующее проектирование по-российски, зачем оно нужно девелоперам и местным жителям. Также рассказываем про самые успешные кейсы с вовлечением граждан.
Что такое соучаствующее проектирование
Соучаствующее проектирование (democratic design, participatory design) — это вовлечение горожан, местных сообществ и представителей бизнеса, экспертов и местных властей в создание общественных пространств, например дворов. Ключевая цель такой работы — выявить потребности местных жителей, определить цели и задачи развития территории, прийти к совместным решениям по их благоустройству. Такая концепция развития городских территорий появилась еще в 1960-х годах. Основоположником этой методики считается профессор Генри Санофф.
Российские стандарты вовлечения граждан
В 2018 году президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому к 2024 году в решении вопросов по развитию территорий и благоустройству должно участвовать не менее 30% граждан. Минстрой России совместно с Агентством стратегических инициатив разработал и утвердил Стандарты вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды.
С июля по декабрь 2020 года данный стандарт пилотировался в 20 российских регионах. По мнению его авторов, участие граждан необходимо, чтобы создавать действительно востребованные пространства и повысить качество городской среды. Обсуждения помогают учитывать при проектировании требования и пожелания тех жителей, которые пользуются территорией. Также горожане начинают внимательнее и аккуратнее относиться к объектам, в которые они вложили свое время, а иногда и средства.
В Москве эти стандарты стали применять в городской программе «Мой район». Первые пять дворов благоустроили в районах Лосиноостровский, Марьино, Кузьминки, Бибирево и Рязанский в 2020–2021 годах.
Читайте также: В Москве благоустроят 5 дворов по проектам местных жителей
Как вовлечение жителей может помочь застройщику
Пока частные застройщики в России редко используют соучаствующее проектирование в своих проектах. «Причиной этому служит наследие советского планового градостроительства, когда архитекторы сами планируют территорию, но не берут в расчет пожелания ее будущих жителей и пользователей. Из-за этого возникают городские конфликты: жители недовольны тем, что именно девелопер построил, им мешает сам процесс строительства или же при строительстве вмешались в сложившуюся инфраструктуру района», — считает управляющий партнер бюро «НЛТР Практика», эксперт по социокультурному программированию территорий Ольга Слинько.
Однако, по словам архитекторов, вовлечение жителей при планировании соседских центров, креативных кластеров, мастер-плана территории, общественных пространств помогает уменьшить количество конфликтов между застройщиком и горожанами.
Надежда Снигирева, партнер «Проектной группы 8», архитектор, эксперт по соучаствующему проектированию:
— Зачастую решения по благоустройству общественного пространства сводятся к формальной расстановке скамеек с урнами и обновлению асфальта. Решения в таком случае часто принимает даже не архитектор, а сметчик. Если мы говорим не просто про благоустройство, а про создание мест, в которых человеку будет хорошо и комфортно, про неформальную работу с городской средой, то подход должен быть другим. Будущие пользователи — местные жители и заинтересованные сообщества — могут быть полноценными соавторами проекта и даже выступать в роли содержательного заказчика.
Главная задача соучаствующего проектирования — изменить логику городского планирования, городского управления и создавать инструменты и возможности для развития города с участием самих горожан, когда проекты не спускаются в формате «причинения добра», а когда люди объединяются вместе, несмотря на возможные противоречия. Не когда инициатор проекта (администрация города или девелопер) презентует готовый проект или пространство, а когда решения принимаются вместе на ранних стадиях проектирования.
Сегодня покупатели недвижимости имеют возможность выбирать ту среду и тот образ жизни, которые они хотят получить, говорит Ольга Слинько. По ее наблюдениям, люди уже не готовы покупать просто квадратные метры собственного жилья — они хотят купить среду, которая будет развиваться и давать возможность для самовыражения.
Соучаствующее проектирование позволяет это ощущение создать, считает Ольга Слинько. «Благодаря общению с людьми девелопер может понять, не только какими деревьями засадить придомовую территорию, но еще и решить, кому он будет арендовать коммерческую недвижимость, какие общественные пространства организует на территории, будет здесь большая детская площадка или футбольное поле», — говорит эксперт.
Девелоперы видят изменение запросов и начинают присматриваться к новому подходу. «Это понятный инструмент маркетинга, позволяющий учитывать в проекте запросы покупателя, а не просто рассказывать о нем через привычные, но дорогие и не всегда эффективные рекламные форматы. Это инструмент улучшения и оптимизации проектных решений, позволяющий делать только то, что действительно востребовано, и отвечающий на актуальный запрос», — отмечает маркетолог, управляющий партнер «Проектной группы 8» Дмитрий Смирнов.
По его словам, этот метод помогает нивелировать потенциальные конфликты с местными жителями на территории, поскольку девелопер с ними заранее договаривается о намерениях и ведет открытый диалог. Также соучаствующее проектирование способно экономить ресурсы — не придется разрабатывать ненужные решения или переделывать проект на стадии реализации. Еще это способ для застройщиков найти будущих резидентов для коммерческих площадей, создавая их под запрос, а не предлагая префабрикованные решения, которые потом каждому придется менять под себя. Наконец, это повышение стоимости недвижимости за счет индивидуальных решений, формирования уникальной среды и устойчивости создаваемого проекта, перечисляет Дмитрий Смирнов.
Российский опыт
Увеличение числа сознательных девелоперов особенно заметно в региональных центрах, где городская среда меняется не так быстро, как в Москве, отмечают в КБ «Стрелка». Примеры — компания «Брусника» с ее проектами в Екатеринбурге и Тюмени, группа компаний «Острова» в Ижевске и другие.
«Такие девелоперы сами пытаются задавать новые стандарты качественного развития городской среды. Они привлекают к работе специалистов по социальному проектированию, которые проводят исследования запросов горожан и проектируют социальные сервисы внутри районов», — говорит специалист по вовлечению горожан КБ «Стрелка» Рада Константинова. По ее мнению, чтобы в России появлялись соседские сообщества, важно привлекать профессионалов к проектированию комьюнити-центров и поддерживать устойчивые сообщества жильцов. А вовлечение горожан в процесс развития районов не должно заканчиваться на этапе проектирования, добавляет урбанист.
Один из таких проектов, где используют методику соучаствующего проектирования, — создание мастер-плана района Речного порта в Тюмени. Застройщик на этой территории — компания «Брусника», а вовлекать горожан в проект им помогает проектное бюро НЛТР «Практика».
Речной порт находится в центре города, в этом районе есть набережная, но территория заброшена, поэтому жители города не могут ею пользоваться. В планах у «Брусники» построить здесь большой многофункциональный район с общественными пространствами, сохранив важный исторический контекст территории.
В своих проектах «Проектная группа 8» показывает на практическом примере, как можно создавать устойчивые, работающие и уникальные места. Например, бульвар «Белые цветы», созданный в Казани по программе развития общественных пространств, «перезапустил» территорию бывшей парковки. В формировании нового общественного пространства участвовали местные жители, заинтересованные сообщества, городские и районные активисты, политические и экономические субъекты.