Закон об ускоренном лишении лицензий УК прошел первое чтение
Депутаты Государственной думы приняли в первом чтении изменения в ст. 199 Жилищного кодекса Российской Федерации. Поправки призваны сделать процедуру смены управляющей компании (УК) более простой и менее конфликтной.
Сейчас Жилищный кодекс (ч. 1, ст. 199) позволяет отзывать лицензию у УК только по суду — по заявлению Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) и на основании решения лицензионной комиссии. Для отзыва лицензии есть еще одно требование: в течение шести месяцев в УК не должно быть многоквартирных домов в управлении, и такая информация должна быть внесена в реестр лицензий. Поправки отменяют это условие.
Комментарий юриста
Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис»:
— При реализации на практике органами жилищного надзора действующих положений ЖК, определяющих порядок отзыва лицензии у УК, возникают ситуации, когда сведения об одном или нескольких МКД исключаются из реестра лицензий, но в нем остаются иные многоквартирные дома, что препятствует соблюдению требования «а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат» и не позволяет лицензионной комиссии рассмотреть вопрос об обращении органа жилищного надзора с иском в суд об аннулировании лицензии такой организации.
Более того, на практике лицензиаты после исключения сведений об МКД принимают меры по оперативному проведению общих собраний в таких домах, на которых принимаются решения о выборе этого же лицензиата для управления домом, что позволяет лицензиату вновь направлять заявления о внесении изменений в реестр лицензий и включать дом в перечень управляемых объектов.
Таким образом, соблюдение требования в части отсутствия у лицензиата в течение шести месяцев в реестре лицензий сведений о многоквартирных домах с целью вынесения на рассмотрение лицензионной комиссии вопроса об аннулировании лицензии управляющей организации на практике не представляется возможным и приводит к невозможности аннулирования лицензий недобросовестных лицензиатов.
Поправки должны снизить вероятность возникновения таких ситуаций, сейчас на практике они бывают достаточно часто, и это негативно для собственников квартир в доме (возникают вопросы, кому и за что платить, могут приходить двойные квитанции на период конфликта между инициативными собственниками МКД, желающими сменить УК, и управляющей компанией (или аффилированными с ней лицами).
Идея поправок в том, чтобы затруднить жизнь недобросовестным УК, сделать процедуру смены УК более простой и менее конфликтной. Впрочем, полностью исключить конфликтность смены УК поправки вряд ли смогут, речь именно о затруднении деятельности недобросовестных УК.
Согласно исследованию Райффайзенбанка, поборы управляющих компаний занимают второе место среди главных раздражающих факторов для жильцов российских многоквартирных домов. Недовольство работой УК уступает в рейтинге только слабой звукоизоляции.