Чем грозит рынку засекречивание данных о недвижимости
Государственная дума в первом чтении приняла законопроект, который меняет порядок предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Получить информацию третьи лица смогут, если на это согласится владелец недвижимости.
Какие данные доступны
Сейчас сведения из ЕГРН скрыты частично — паспортные данные собственника и его прописку могут получить только определенные лица. Например, сам собственник, его законный представитель или доверенное лицо, наследники, представители судебной и исполнительной власти, арбитражный управляющий.
Остальная информация из ЕГРН общедоступна, а запросить ее можно несколькими способами:
- обратиться с заявлением в МФЦ;
- заказать на портале Росреестра электронную выписку;
- воспользоваться специальными сервисами, которые готовят отчеты на основе сведений из ЕГРН.
Если законопроект примут в текущей редакции, из выписок и отчетов из ЕГРН пропадет имя собственника. Исключение сделано для немногих — супругов, совладельцев недвижимости, хозяев смежных участков, арендаторов, которые зарегистрировали договоры в Росреестре. Во всех прочих случаях доступ к данным правообладателя откроют, только если он подаст об этом соответствующее заявление в Росреестр. Для этого нужно будет лично посетить МФЦ или отправить документы почтой, можно также подать заявление в электронной форме через портал госуслуг либо официальный сайт Росреестра в личном кабинете.
Какие отрасли затрагивает законопроект
Рынок недвижимости
Запрет на предоставление имени собственника отразится на всех участниках рынка недвижимости. При проверке прав собственности покупатели и арендаторы пользуются выписками из ЕГРН. Законопроект ограничит эту возможность, и документ придется заказывать собственнику. Выписка действительна только на момент ее получения, поэтому высока вероятность, что процедуру придется повторить несколько раз. Каждый документ обойдется собственнику в 300–500 руб. в зависимости от поставщика.
Пострадают также риелторы и юристы, которые занимаются проверкой сделок с недвижимостью.
Энергосбытовые, телекоммуникационные и управляющие компании
Без информации о собственниках энергосбытовые компании не смогут отслеживать конечных потребителей и оперативно взыскивать дебиторскую задолженность. Управляющим компаниям станет сложнее управлять домами: для принятия решений нередко требуется согласие большинства правообладателей. Однако решение собрания жильцов может оказаться нелегитимным, поскольку УК не сможет определить, кто из присутствующих собственник.
IT-компании
Предлагаемые изменения коснутся IT-компаний, которые разрабатывают сервисы для электронной регистрации сделок с недвижимостью. Количество пользователей значительно сократится, а дальнейшее развитие технологий замедлится.
Сопутствующий ущерб будет нанесен и журналистам, которые использовали выписки из ЕГРН как источник информации. Стоит ли напоминать, что решение засекретить данные о собственниках — это дополнительный фактор для развития коррупции.
Реакция бизнеса
Еще до принятия законопроекта в первом чтении Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи собрал мнения участников рынка и общественных объединений о предлагаемых поправках.
Отзывы и замечания подготовил не только бизнес (Ростелеком, «Авито», ЦИАН, «Яндекс»), но и общественные организации («Опора России», АРПП «Отечественный софт», РАЭК, Ассоциация больших данных, Союз почтовых операторов). Участники обсуждения единодушны — ограничение доступа к информации из ЕГРН осложнит положение граждан — потенциальных покупателей и арендаторов недвижимости, а также участников рынка, поставщиков различных услуг.
Сокрытие информации о собственнике усложнит экспертизу по объекту недвижимости и проверку продавца при совершении сделок. Изменения отразятся на объеме и качестве услуг тех компаний, которые используют информацию из ЕГРН в ежедневной работе: IT-компаний, сервисов недвижимости, энергетиков. Снизится объем налоговых отчислений в бюджет.
Звучали предложения о введении частичных ограничений на доступ к информации — например, исключать из выписок ФИО отдельных категорий граждан (военнослужащих). Торгово-промышленная палата России в своем обращении отметила, что в условиях санкционного давления, когда принимаются все новые меры поддержки экономики страны, стоит отложить рассмотрение законопроекта хотя бы на год. За это время можно выработать решение, которое устроит и бизнес, и государство.
Инверсия как решение
Представители бизнеса предлагают закрывать сведения о владельце недвижимости в ЕГРН по его заявлению. Однако Алексей Бутовецкий, заместитель руководителя Росреестра, считает, что инверсия затруднительна из-за противоречия между законом о персональных данных и законом о госрегистрации недвижимости. Первый предписывает давать согласие на раскрытие сведений, тогда как во втором предлагается оставить эту информацию открытой по умолчанию.
Глава Комитета по информационной политике Александр Хинштейн не разделяет опасений бизнеса. По мнению законодателя, все заинтересованные смогут действовать через нотариусов, которым доступ к информации остается открытым. Однако перечень оснований, позволяющих нотариусу предоставить нужные сведения из ЕГРН, ограничен. По сути, становится невозможной проверка недвижимости до заключения предварительного договора, что влечет высокие риски. Кроме того, схема работы через нотариусов может сработать в случае с физическими лицами, возможно, с риелторами. Однако у телекома и ЖКХ возникнут сложности, поскольку способы получения ими данных не четко сформулированы.
Решить проблему, вероятно, можно путем введения института операторов данных ЕГРН — по примеру аккредитованных удостоверяющих центров или операторов электронного документооборота. Такой подход снизит вероятность мошенничества с данными, позволит развиваться цифровым технологиям регистрации недвижимости, обеспечит качество услуг за счет конкуренции. Гарантией ответственности операторов за сохранность персональных данных послужат повышенные требования к размеру уставного фонда доверенных операторов.
Суть законотворчества в том, чтобы установить прозрачные нормы и правила для рынка. Исключить конфликты и риски мошенничеств при операциях с недвижимостью. Добиться этого получится, если учитывать мнения тех, кто непосредственно вовлечен в процесс.