Таблица: «РБК Исследования рынков»
Методология исследования
Сбор информации по указанным критериям проводился с помощью метода анкетирования в первую очередь девелоперских и нескольких инвестиционных компаний, специализирующихся на рынке офисной недвижимости. Всего приглашения участвовать в рейтинге получили более 35 ведущих игроков рынка.
При составлении рейтинга девелоперов офисной недвижимости каждому из критериев были присвоены весовые коэффициенты по шкале от 1 до 10. Конкретные значения коэффициентов были определены экспертным путем аналитиками «РБК Исследования рынков». Максимальные весовые значения получили наиболее важные характеристики для оценки рыночных позиций компаний — объемы продаж / сдачи в аренду офисных площадей в первом полугодии 2022 года. Именно эти данные являются наиболее показательными и актуальными в новой экономической реальности после начала специальной военной операции на Украине. Остальным критериям, которые не оказывают прямого влияния на текущие результаты операционной деятельности, но в том числе определяют стратегию развития девелоперов в будущем, были присвоены средние весовые значения. При этом планам компаний на 2022–2025 годы было присвоено меньшее весовое значение, поскольку в текущих условиях нестабильности и неопределенности неизвестно, будут ли они реализованы.
На основе собранных по всем критериям данных и их весовых коэффициентов аналитики рассчитали результат для каждого из участников рейтинга по шкале от 0 до 100 баллов. Сводный результат в 100 баллов означал бы, что компания заняла первые позиции по всем восьми критериям, учитываемым при составлении рейтинга. И, соответственно, 0 баллов показывают, что компания продемонстрировала наихудшие результаты по каждому из восьми критериев.
Мнения экспертов
Василий Григорьев, директор отдела исследований рынка CORE.XP:
— Формирование рейтинга девелоперов офисной недвижимости, в частности на регулярной основе, может иметь практическую цель как для арендаторов и покупателей офисных площадей, давая им картину рынка и понимание наиболее крупных и профессиональных игроков, так и для самих девелоперов, повышая узнаваемость их компаний и проектов. Таким образом, общая полезность такого рейтинга — это налаживание связей между спросом (арендаторов) и предложением (девелоперов), что всегда полезно для рынка.
Также рейтинг может дать понимание о расстановке сил на рынке, ее возможных изменений. Важным моментом является методология рейтинга, критерии по которым будут рейтинговать игроки рынка. У разных девелоперских компаний могут быть разные стратегии, кто строит бóльшие объемы, кто-то не строит, но активен на инвестиционном рынке и постоянно расширяет свой портфель, покупает новые объекты. И сопоставлять все компании на рынке по какому-то одному показателю не совсем правильно.
Карина Анаевская, директор департамента офисной недвижимости Nikoliers:
— Как показал предыдущий опыт РБК, рынок сегодня нуждается в действительно объективном рейтинге от независимого игрока, с прозрачной методологией, который бы пользовался доверием участников рынка. Большинство рейтингов сегодня являются всего лишь рекламными инструментами для привлечения внимания потенциальных покупателей, так как есть много вопросов к методологии составления этих рейтингов, именно поэтому особенно важно привлечение независимого игрока для составления рейтинга. Вместе с тем реальность такова, что объективный рейтинг с понятными критериями может стать не просто средством рекламной коммуникации для девелоперов, но и рабочим инструментом для всех участников процесса — от консультантов и до банков для всестороннего анализа происходящих на рынке процессов.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»