Инвестиции в коммерческую недвижимость России выросли до нового максимума
По итогам 2022 года в коммерческую недвижимость России было вложено 487,2 млрд руб. — рекордный показатель за всю историю такой статистики, говорится в исследовании консалтинговой компании NF Group (ранее Knight Frank). Статистика компании включает все традиционные сегменты рынка коммерческой недвижимости: участки под девелопмент жилья и других объектов недвижимости, офисные, складские, торговые помещения, гостиницы и арендное жилье.
Результаты 2022 года на 21% превышают показатели 2021-го, при этом доля иностранного капитала оказалась минимальной за всю историю наблюдений — 3,3%. «Локальные инвесторы, приобретавшие активы уходящих компаний, были основными драйверами инвестиционного спроса в 2022 году», — поясняют в NF. Аналитики отмечают, что из-за ухода иностранных игроков предложение активно пополнялось привлекательными активами, включая «трофейные» объекты, которые долгое время оставались недоступными для приобретения. В первом — третьем кварталах, в частности, на рынок поступили российские активы Fazer, Valio, Paulig, «Вимм-Биль-Данн», Pizza Hut, Sponda и PPF Real Estate, в четвертом — SvetoCopy и Mercedes-Benz.
Несмотря на активный вывод в предложение активов уходящих зарубежных игроков, больше всего сделок в 2022 году по-прежнему пришлось на участки под девелопмент. Но их доля в общем объеме вложений заметно сократилась: 45% по итогам 2022 года против 64% по итогам 2021-го.
Доля офисного сегмента выросла до 22% (годом раньше — 12%), на втором месте склады с 17% сделок (в 2021 году — 16%). В денежном выражении вложения в офисы выросли более чем вдвое: с 50 млрд до 108 млрд руб. Прирост в складском сегменте — примерно на треть, до 84,6 млрд руб.
Лидером по вложениям в недвижимость среди регионов остается Москва, ее доля выросла с 67% до 69%. На втором месте Санкт-Петербург, доля которого сократилась с 29% до 22%. На остальные регионы приходится 9% против 4% в 2021-м.
В NF также отмечают некоторые изменения в структуре инвесторов по профилю. Первое место остается за девелоперами, приобретающими участки под строительство, — 45% против 67% в 2021-м. На втором месте частные компании с 32% (+10 п.п. за год). Заметно выросла активность конечных пользователей — с 8% до 14% всех сделок. В основном это компании, которые покупали офисы и склады под собственное размещение. С 3% до 4% увеличилась доля сделок ЗПИФ.
О росте вложений в российскую недвижимость на фоне ухода зарубежных компаний говорят и аналитики IBC Real Estate (ранее JLL). В компании подчеркивают, что из-за быстрого ухода зарубежного бизнеса и общей неопределенности в экономике многие активы в прошлом году приобретались с дисконтом.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»