Большая кольцевая линия — главные цифры строительного мегапроекта. Видео
Текстовая версия
Уже прошло около недели, как в Москве полностью заработала Большая кольцевая линия (БКЛ) метро. Напомним, открытие этого транспортного инфраструктурного проекта состоялось 1 марта, тогда событие масштабно освещали в СМИ. Но сейчас хотим обратить внимание вот на эти слова президента страны.
Владимир Путин, президент России:
— Я всех вас — конечно, и мэра, и команду, и всех, кто занимается этой работой, без всякого преувеличения, от рабочего до инженера и конструктора до машиностроителей — всех поздравляю с этим событием.
Действительно, за фразой «в Москве построили БКЛ» стоит более десяти лет напряженной коллективной работы тысяч людей. Вот несколько цифр, которые говорят об объемах выполненных работ.
Метростроителями уложено порядка 142 км путей. Построено с нуля 28 станций и полностью реконструировано три станционных комплекса. При сооружении БКЛ использовано более 1 млн кубометров бетона. Каждая станция БКЛ — это примерно 800 км кабелей, соответственно, 31 станция — это почти 25 тыс. км (половина экватора).
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— БКЛ — это мегапроект, это сложнейшая техническая задача. [При строительстве БКЛ] было задействовано более 200 крупных компаний-подрядчиков, более 700 поставщиков технологического оборудования (строительных машин, материалов, изделий, конструкций). 23 раза мы пересекали действующие линии метрополитена. Проходили на небольших горизонтах, обеспечивая в том числе безопасность движения поездов. 18 раз пересекали действующее направление железной дороги. Семь раз проходили под крупными водоканалами, включая Москву-реку, Яузу, канал имени Москвы. Огромные объемы работ были выполнены по выдаче породы. Часть участков проходили крупными десятиметровыми щитами.
На Большой кольцевой линии работало 33 тоннелепроходческих механизированных комплекса — четыре десятиметровых и 29 шестиметровых. В марте 2020 года, например, был даже установлен рекорд, попавший в Книгу Гиннесса: под Москвой работало сразу 23 щита, большинство из них — на БКЛ.
Андрей Бочкарев:
— Мэр Москвы еженедельно проводил совещания, посвященные БКЛ. А мы в Строительном комплексе последние два года ежедневно проводили штабные совещания, на которых рассматривали организационные, технологические, технические вопросы перепроектирования, поставки оборудования. И, невзирая на все трудности 2020 года, а также нынешнее санкционное давление, Строительный комплекс Москвы с этой задачей справился.
Строительство такого объекта, как БКЛ, потребовало обеспечить в условиях города максимальный уровень безопасности и эффективности. Для этого, в частности, специалистами Группы компаний «Мосинжпроект», которая выступила генпроектировщиком и генподрядчиком строительства БКЛ, был специально организован Центр управления проходкой (ЦУП). Сюда в режиме реального времени поступала вся цифровая информация о ходе сооружения тоннелей. «Цифра» при строительстве БКЛ, кстати, применялась на некоторых станциях.
Юрий Кравцов, генеральный директор АО «Мосинжпроект»:
— BIM-технологии позволяют фактически приблизить реально будущее строительства. [В системе BIM-проектирования] за каждым элементом стоит конкретная спецификация и информация: что за материал, что за изделие, каковы его физико-механические свойства. Массогабаритные характеристики? В том числе, если это оборудование, его тактико-технические характеристики и данные. Вот эта информация позволяет хранить миллионы единиц информации и систематизировать ее. Результатом работы является некая условно построенная виртуальная модель. Это очень полезная вещь как для строителей, так и для эксплуатации. Потому что, имея живую модель, проводить регламентные работы и знать, где что вышло из строя или что подвергается регламенту по замене, по ремонту, по эксплуатации, можно более эффективно.
На строительство Большой кольцевой линии ушло всего 11 лет, что является достаточно коротким сроком для реализации столь масштабного проекта. А сами станции БКЛ построены в рекордно короткие сроки: работы на каждой станции велись в среднем три года.
Константин Маслаков, генеральный директор «МИПСТРОЙ 1»:
— Уложиться в поставленные сроки строительства и выполнить задачи позволил ряд аспектов. Один из них — это изменение подходов к проектированию. Другой — техническая оснащенность машино-механизмами. Еще это, конечно же, человеческие ресурсы, включая высококвалифицированный рабочий и инженерный состав. Хочу заметить, что в пик на БКЛ в сутки работало более 11,5 тыс. человек. И за их труд всем участникам этого проекта огромное человеческое спасибо.
Появление Большой кольцевой уже разгрузило старую Кольцевую линию до 25%, а радиальные направления — до 22%.