Инфраструктура и экономика: о чем Москва говорила на ПМЭФ. Видео
Текстовая версия
На прошлой неделе все ключевые экономические новости приходили из Северной столицы — с полей Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024). Ряд заявлений касался и градостроительного комплекса Москвы. Его на ПМЭФ представлял заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов. Одно из ключевых деловых мероприятий форума — сессия под названием «Не просто стройка: развитие инфраструктуры как драйвер экономического роста».
Владимир Ефимов, заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— Москва никогда не относилась к созданию инфраструктуры исключительно как к строительному проекту, всегда считая экономический эффект создаваемой инфраструктуры — транспортной, инженерной. Мы понимаем, что без создания инфраструктуры невозможно равномерное развитие ни городской среды, ни региона в целом. <…> Если посчитать бюджетный эффект таких проектов, как Большая кольцевая линия (БКЛ), Московские скоростные диаметры (МСД), в целом продление метрополитена, по бюджетным доходам они себя полностью окупили уже на этапе строительства. В эти мегапроекты мы инвестировали порядка 3 трлн руб., при этом частные инвесторы с помощью проектного финансирования вложили в развитие городской среды и реализацию проектов вокруг наших инфраструктурных проектов 14 трлн руб. Бюджетные доходы на сегодняшний момент уже превысили 4 трлн руб., а впоследствии вырастут до 35 трлн руб.
Говоря о строительстве транспортной инфраструктуры, добавим, что с 2010 по 2023 год в зоне доступности станций БКЛ и МЦК построили свыше 10 млн кв. м нежилой недвижимости — это и офисы, и новые современные производственные площади.
Владимир Ефимов:
— Транспортная, инженерная инфраструктура — это не просто драйвер, это фундамент экономического роста, без нее в принципе невозможно развитие. Наглядный тому пример — территория Новой Москвы, в которую мы активно вкладываем, строим дороги, «зашли» метрополитеном, инженерной инфраструктурой. Без всего этого не было развития, а только пустые территории, которые не создают никакой добавленной стоимости для экономики. Поэтому любой проект, который мы начинаем реализовывать в сфере инфраструктуры, всегда имеет под собой обоснования и экономическую суть. <…> Один из показательных примеров в Москве — МЦК, которое в свое время было исключительно грузовой железной дорогой с расположенными вокруг либо грузовыми дворами, либо старыми промышленными предприятиями. После запуска МЦК это стала совершенно новая комфортная городская среда, [на прилегающих территориях] было создано более 560 тыс. рабочих мест.
Другие заявления главы московского градостроительного комплекса, которые прозвучали на Петербургском форуме в этом году, касались в том числе текущих объемов строительства. За пять месяцев 2024 года в столице построили 3,3 млн кв. м недвижимости, сообщил Ефимов. По округам больше всего пришлось на ТиНАО, Новую Москву — 1,1 млн кв. м; на юге столицы — 1 млн кв. м, в СВАО — 700 тыс. кв. м. В целом в этом году в Москве планируется построить 11,4 млн «квадратов» недвижимости, в том числе 5,2 млн кв. м — жилья. К слову, столица не стремится ежегодно бить рекорды по вводу недвижимости. Задача на сегодня — повышать эффективность строительных работ.
Владимир Ефимов:
— Если говорить о скорости строительства, многие вещи приходится делать параллельно. Если следовать порядку, который был раньше, мы бы и половину метро не построили. За счет того, что многие процессы запараллелены, сокращаются административные процедуры, мы ускоряем оборот денег. Чем быстрее мы строим, тем дешевле получается проект и, самое главное, он быстрее поступает в экономический оборот, начинает создавать добавленную стоимость.
Комплекс градостроительной политики и строительства Москвы заключил на ПМЭФ и ряд важных соглашений, прежде всего с банками. Например, город и банки — ВТБ, «Дом.РФ» и МКБ — будут сотрудничать при реализации программы комплексного развития территорий (КРТ). Напомним, она предполагает развитие городских территорий, которые используются недостаточно эффективно. Вместо старых промзон и неэффективно используемых территорий город получает новые современные кварталы за счет проектного финансирования банков.
Виталий Сергейчук, член правления ВТБ:
— Программа КРТ очень важна для развития города. Она позволяет вовлечь в оборот большие земельные участки, которые сейчас заняты промышленными зонами. Вместе с инвесторами и банками программа КРТ позволяет построить на этом месте как жилье, так и социальную, коммерческую инфраструктуру.
Артем Федорко, председатель правления Банка «Дом.РФ»:
— Мы реализуем уже ряд проектов в Москве по механизму КРТ, финансируем строительство жилья и иных проектов в объеме более 2 млн кв. м. КРТ — это механизм, который позволяет создать комфортную среду, дополнительную экономику для реализации самих проектов, улучшает экономику города, качество жизни.