Как форма домов меняет настроение города и человека: пример FORMA
Люди придавали значение архитектурным формам с древних времен — задолго до того, как стали задумываться о стилях. Анализируя жилища первобытных людей, древнеримский архитектор Витрувий выделил три принципа архитектуры: стабильность, функциональность, красота. По его мнению, эти три понятия должны определять силуэт зданий.
За прошедшее время сменилось множество стилей, но архитектурные формы все так же важны: они формируют облик города и влияют на настроение жителей. Разбираемся, как возникла архитектурная форма, в чем разница восприятия разных силуэтов и как внимание к формам помогает кварталу FORST от девелопера городских кварталов FORMA украсить образ Москвы-реки и Даниловского района.
Эволюция форм в архитектуре
В основе архитектуры древних цивилизаций лежали принципы пропорции и элементарные геометрические фигуры. Например, египетские пирамиды состоят из прямоугольников, а основным элементом в Древней Греции была колонна — сочетание прямоугольника и круга.
Средние века продолжили эксперименты с простыми фигурами: архитекторы собирали здания будто из кубиков, что особенно заметно в замках романского стиля. Готика добавила формам динамичности, вытянув треугольник и установив на крыши будто бы бесконечные шпили.
При всем разнообразии архитектурных форм все они базируются на основных фигурах:
- круг. Благодаря наличию центра придает композиции стабильность. Находясь рядом с прямыми линиями, может создавать ощущение движения;
- треугольник. Стоя на основании, дает ощущение стабильности, тогда как перевернутый треугольник выглядит динамичнее, но ассоциируется с неустойчивостью;
- квадрат (прямоугольник). Правильные стороны фигуры — символ баланса. Считается устойчивым, нейтральным и статичным.
Настоящий прорыв произошел в начале XIX века благодаря эклектике — направлению, которое позволяло сочетать в одном здании различные элементы искусства прошлого. Это способствовало экспериментам в формах зданий и вывело архитектуру на следующий уровень.
Развитие технологий, появление синтетических материалов и использование металлических конструкций позволили архитектуре раскрыться в XX-м, а затем и в XXI веке. Современные архитектурные формы представляют собой сложные конструкции — за счет удаления или, наоборот, включения новых элементов, а также использования диспропорции.
В наше время здания не просто должны быть эстетически приятными, но и учитывать контекст. Это порождает проекты вроде музея NEMO в Амстердаме, расположенного на берегу реки и внешне напоминающего корабль. Кроме того, форма теперь создается не только за счет линий, но и с помощью оптических иллюзий. Например, как в случае с Музеем Гуггенхайма в Бильбао: деформированные титановые листы отражают солнечные лучи и создают оригинальный силуэт.
Существуют исследования, которые показывают: в долгосрочной перспективе обогащенная и гармонично устроенная окружающая среда положительно влияет на мозг, повышает его пластичность и продлевает активную фазу. При этом даже короткое созерцание архитектурной формы, вызывающей положительные эмоции, имеет эффект: она помогает человеку более внимательно относиться к происходящему вокруг. Считается, что среди красивых зданий проще находить дорогу и ориентироваться в пространстве.
Говоря о современной архитектуре, сложно выделить конкретные тренды — их слишком много, рассказал «РБК-Недвижимости» сооснователь архитектурного бюро WALL Рубен Аракелян. Однако существуют два принципиально разных подхода. «Первая история — когда здание имеет сложную форму и представляет собой большой арт-объект. При этом у постройки будет простой фасад — с несложной текстурой, материалами и цветами. Обычно это присуще общественным зданиям — музеям, театрам и даже офисным центрам», — перечислил Аракелян.
Второе направление — противоположное: когда здание по форме сдержанно и близко к квадрату или параллелепипеду. Такой вариант больше всего подходит для жилых домов, поскольку в прямоугольнике просто расположить квартиры или апартаменты. При этом важной частью дизайна становится сложный — двухслойный или трехслойный фасад. Именно этот принцип реализован в жилом комплексе FORST, дизайн которого разрабатывался бюро WALL по заказу девелопера FORMA.
Вертикальная набережная на берегу реки
Источником вдохновения для создания архитектурной формы домов FORST послужили фьорды — заливы со скалистыми берегами, поделился Аракелян: «Работая над концепцией дизайна, мы нашли вдохновение в скандинавских пейзажах. Вместе с тем на подобную аналогию напрашивается сама локация дома». Квартал располагается в Даниловском районе на набережной — в месте, где Москва-река меняет свое направление. Похожие изгибы характерны и для заливов Скандинавии.
У корпусов выразительный ступенчатый силуэт, который должен напоминать скалы. Связь с фьордами прослеживается и через цветовое решение — это дом в двух градиентах серого. Слоистость зданиям придается с помощью чередования цветов от светлого кирпича к темному — как будто в археологических срезах скалы. Завершают образ фасады: с внутренней стороны они простые, когда человек находится во дворе, его и так полностью окружает самодостаточная форма. Завершает образ форма корпусов с гладкими фасадами.
Илья Чепрасов, руководитель компании FORMA:
— Нашей главной задачей стало создание дома, в котором жильцы смогут получить все выгоды проживания у реки и возможность насладиться прекрасным видом на собственной террасе. Нам также было важно и то, как FORST впишется в район и будет смотреться с палуб проходящего мимо водного транспорта.
Со стороны реки FORST получил двойные фасады — так называемую вертикальную набережную, состоящую из приватных прямоугольных и трапециевидных террас. Ими оснащены все квартиры со второго по 20-й этаж с видом на воду. Длина лоджий может доходить до 13,6 м, а площадь составляет от 8,87 до 22,54 кв. м. Ограждение выполнено из стекла, что дает возможность жильцам насладиться панорамным обзором.
Рубен Аракелян назвал эти лоджии гордостью проекта: «Вертикальная набережная создает объемный вид со стороны воды, однако первостепенным для нас было создание комфортной среды для проживания. Лоджии станут микродворами — собственными небольшими лаунджами, где жильцы смогут отдохнуть и пообщаться с семьей и друзьями. Это фантастическое ощущение — находиться на лоджиях FORST».
Честные формы для города
Несмотря на кажущуюся простоту, строительство жилого комплекса вроде FORST — трудоемкий процесс. Ступенчатость зданий требует увеличения количества типов перекрытий. Скосы и использование трапециевидных форм в силуэте также сказываются на затратах и времени реализации. Кроме того, по задумке WALL, расположение корпусов должно повторять изгиб реки, что влияет на подземную инфраструктуру, в том числе парковку — она получается не прямой, а изогнутой формы.
По мнению Аракеляна, трудозатратность — это нормально для авторских проектов. «Очень важно, чтобы архитектура имела авторский стиль. Обычные дома-коробки может создать искусственный интеллект и большой 3D-принтер. Проекты, нарисованные архитектором, сложные, но это то, чего сейчас требует город и чего заслужила эта локация», — убежден архитектор.
Использование сложного силуэта оправдало себя не только в эстетическом плане. Одним из достижений проекта Аракелян назвал особое ощущение во дворе. Несмотря на высоту зданий, их ступенчатый силуэт позволил пустить во внутреннее пространство огромное количество света и воздуха. Благодаря этому двор не кажется замкнутым колодцем.
«Сейчас подобные формы не очень популярны в Москве, но мы надеемся, что это станет трендом, — заявил сооснователь WALL. — Одно дело — пятиэтажные дома в форме параллелепипеда, они смотрятся вполне органично. А 100-метровое здание прямоугольной формы может выглядеть монструозно. При таком масштабе нам удалось добиться гармоничного и уютного ощущения во дворе».
FORST в цифрах
- Количество корпусов: 5
- Этажность: 20
- Площадь квартир: от 25 до 184 кв. м.
- Ввод в эксплуатацию: 2024 год
Еще одним принципиальным моментом при строительстве FORST стало использование качественных материалов. В отделке первого этажа применялась клинкерная плитка ручной формовки темно-серого оттенка, фасады выше оформлены бетонной плиткой под кирпич. В простенках и оконных нишах использовался рифленый металлический профиль.
Кирпич был выбран архитектурным бюро сразу по нескольким причинам. Он создает связь с природой — с теми же скалами во фьордах. «Его можно потрогать, он создает уют. Мы могли бы использовать композитные плиты с кирпичным принтом — издалека разницы вообще не было бы видно. Но мы хотели быть честными и с жителями, и с самим городом», — рассказывает Аракелян. По его словам, применение кирпича стало еще и стилистической связью с другими новыми домами Даниловского района, в которых материал использовался довольно часто. Чтобы новый FORST вписался в старую Москву так, словно он стоял тут всегда — и подобно величественным фьордам смог стать визитной карточкой прибрежных участков столицы.
Проектная декларация на сайте Наш.Дом.РФ
Застройщик: ООО СЗ СИМОНОВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Реклама. ООО «ФОРМА», erid: F7NfYUJCUneLsXTtj6EL