Доля пустующих площадей в ТЦ Москвы снизилась до уровня 2019 года
На конец июля 2024 года доля вакантных площадей в торговых центрах Москвы составила 8%, снизившись на 4 п.п. в годовом выражении. Это сопоставимо с показателями допандемийного 2019 года. Такие данные содержатся в исследовании аналитиков IBC Real Estate (есть в редакции). В мониторинг экспертов входят более 80 столичных ТЦ, расположенных в разных районах города. Их общая площадь составила 4 млн кв. м, или 60% от общего объема качественных торговых площадей Москвы (6,5 млн кв. м).
В свою очередь доля потенциально свободных площадей составляет всего 0,2%, сократившись за год на 2,2 п.п. Для сравнения, во втором квартале 2022 года — в период ухода международных брендов с российского рынка — доля вакантных площадей составляла 11%, а временно приостановленных — 11,7%. Таким образом, в ТЦ Москвы совокупно не функционировало 22,7% торговых площадей.
Поглощение — показатель, отражающий разницу между площадями, занятыми на начало и на конец анализируемого периода, то есть объем площадей, который поглотил рынок за определенное количество времени, причем это значение может быть как положительным, так и отрицательным.
Но вскоре начался процесс замещения ушедших игроков отечественными брендами, и вакансия стала снижаться, а поглощение расти. По данным IBC Real Estate, в 2022 году поглощение на рынке было отрицательным (–709 тыс. кв. м). Это говорит о том, что занятых площадей стало меньше. Причиной данного явления стал массовый уход из России международных брендов.
Однако уже в 2023 и 2024 годах поглощение на рынке стало положительным и составило 574 тыс. кв. м и 461 тыс. кв. м соответственно. Показатели 2023–2024 годов превосходят значения, которые фиксировались до ухода из России международных брендов, обращают внимание эксперты. Так, в рекордном 2019 году поглощение составило 313 тыс. кв. м, приводят цифры они.
«Высокий показатель поглощения качественных торговых площадей доказывает стремительное развитие ретейлеров и успешную адаптацию к новым реалиям. Рекордный объем высвободившихся площадей был арендован оставшимися на рынке игроками», — пояснила руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай. «Российские и новые международные бренды быстро отреагировали на снижение конкуренции и заняли пустующие ниши. Компании расширили товарные линейки и нарастили обороты», — отметила она.
По ее словам, бренды сейчас проводят ребрендинги, расширяются, внедряют новые форматы в магазины и занимаются рекламными кампаниями. Так, например, у Lime в ТРЦ «Ривьера» в 2022 году было 345 кв. м, а сейчас — 2,7 тыс. кв. м. Бренд также недавно открыл кафе в магазине в ТЦ «Павелецкая Плаза», а Gloria Jeans сняли в своей рекламной кампании мировую топ-модель Ирину Шейк, привела примеры эксперт. Таким образом, на рынке сформировался новый пул fashion-арендаторов (Gloria Jeans, Melon Fashion Group, Lime и др.), которые заместили международных ретейл-гигантов (inditex, H&M), подытожила она.
Аналитики NF Group отмечали падение доли пустующих площадей в московских ТЦ до минимальных значений за последние десять лет. По их данным, в первом полугодии 2024 года доля свободной площади в московских торговых центрах составила 6% — вдвое ниже, чем за аналогичный период прошлого года (12%), и на 2,4 п.п. ниже декабря 2023 года.
Как пояснила директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева «РБК-Недвижимости», показатель рекордно низкий с 2014 года. «Вакансия в московских ТЦ сейчас находится на минимальных значениях за последние десять лет. Исторически у нас была вакансия на уровне 7–9% — это был комфортный показатель для рынка. Сейчас мы видим вакансию 6% с учетом новых вводов», — уточнила Евгения Хакбердиева.
Читайте также:
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»