Энергоэффективность в строительстве: что сделано и что планируется
Зеленый подход к строительству давно перестал быть данью моде. Секторы строительства и ЖКХ формируют значительный углеродный след: около 21% всех выбросов парниковых газов в России. Если не принимать никаких мер, с учетом масштабных целей развития до 2030 года и планов по возведению 1 млрд кв. м жилья этот показатель будет только расти.
Ситуация усугубляется возобновляемой частотой природных катаклизмов. Все это вкупе оказывает негативное влияние на окружающую среду, не говоря уже о росте эксплуатационных издержек и нагрузки на инфраструктуру.
Один из важнейших критериев «зеленого» строительства — энергоэффективность зданий. В майском указе № 309 президент Владимир Путин потребовал обеспечить «значимый рост энергетической и ресурсной эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленном и инфраструктурном строительстве». В ближайшее время это поручение получит реализацию в одном из федеральных проектов, говорит Светлана Разворотнева, зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ.
Что именно предлагают сегодня ДОМ.РФ и ведущие компании для повышения энергоэффективности в строительстве и как эти меры отражаются на отрасли — разбираемся вместе с экспертами.
Мировой опыт
В мировой практике главным трендом в повышении энергоэффективности зданий является введение стандартов — как при новом строительстве, так и при капремонте. Суть таких норм заключается в обеспечении почти нулевого потребления энергии, объясняет Игорь Башмаков, лауреат Нобелевской премии мира в составе группы ООН по изменению климата, доктор экономических наук и гендиректор «Центра энергоэффективности — XXI век».
Вторым трендом эксперт считает генерацию с помощью установок, использующих возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Сюда же специалист относит увеличение количества инструментов стимулирования повышения энергоэффективности и развития ВИЭ в зданиях — в результате в странах Евросоюза появились программы «Зеленая сделка» (Green Deal), «Волна реновации» (Renovation Wave) и пакет мер «Fit for 55».
Еще один тренд — введение нормативных требований по повышению энергоэффективности по итогам капремонта. Они уже применяются не только в странах Евросоюза, но и в Азии (Китай, Сингапур), а также в США и Канаде. Параллельно увеличивается контроль за выполнением этих требований. Здесь, объясняет Башмаков, важно избегать разрыва между требованиями и результатом.
Важным эксперт считает и разработку паспорта реконструкции здания, позволяющего составить долгосрочную дорожную карту необходимых мероприятий для повышения его энергоэффективности.
Первое энергоэффективное здание было экспериментальным и появилось после мирового энергетического кризиса 1974 года в США, в Манчестере. Затем строительство таких зданий началось по всему миру. Сильные школы в сфере энергоэффективности сформированы в Германии и Японии. В Европе появилась концепция строительства Passive house — энергоэффективные здания со сверхнизким потреблением энергии и высоко эффективной тепловой защитой. Тут есть целые энергоэффективные районы — например, в Финляндии, Дании. Можно заказать готовый энергоэффективный дом, оснащенный современными технологиями. Его стоимость будет выше обычного здания, но за счет экономии энергии, по мнению экспертов, затраты окупятся.
В свою очередь Алексей Милованов, технический директор UNK engineering, отмечает в качестве удачного метода из мировой практики использование инженерно-технических и конструктивных решений, позволяющих поддерживать комфортную температуру внутри здания за счет использования альтернативных источников энергии и максимальной герметизации помещений.
«Принципы, на которых базируется энергоэффективность здания: оптимальное расположение относительно солнца, форма и объем здания с учетом ветровой нагрузки, а также максимально допустимый уровень термического сопротивления ограждающих и светопрозрачных конструкций. Именно эти меры позволяют обеспечить высокую энергетическую эффективность жилых и нежилых домов», — перечисляет Милованов. Можно отметить, что часть мероприятий по обеспечению высокой энергоэффективности зданий может фактически ничего не стоить для застройщика и осуществляться только за счет принципов пассивного дизайна.
Также большое значение придается созданию механических общеобменных систем вентиляции, которые необходимы для подачи свежего воздуха, удаления отработанного воздуха, распределения тепла в помещении и проведении рекуперации (повторного использования) тепла.
Кроме того, задачи по повышению энергоэффективности прописываются в национальных стратегиях. Так, принятая в декабре 2018 года в ЕС Директива EPBD (Energy Performance of Buildings) требует от входящих в союз стран разработки национальных планов по увеличению числа зданий с почти нулевым энергопотреблением. При этом для стран с разным климатом предусмотрены свои требования по расходу первичной энергии: к примеру, на юге это 50 — 65 кВт·ч/ (м2·год), а на севере — 65 — 90 кВт·ч/ (м2·год). При этом с точки зрения требований по применению объектов генерации ВИЭ необходимо соответствовать следующим показателям: в жарких странах — 50 кВт·ч/ (м2·год), в холодных — 25 кВт·ч/ (м2·год).
В качестве показательного примера Башмаков приводит принятый в августе 2022 года в США Inflation Reduction Act, который выделяет на повышение энергоэффективности $22 млрд в период с 2023 по 2032 годы. В частности, средства должны пойти на предоставление застройщикам налоговых кредитов.
О важности финансового стимулирования говорит и генеральный директор Центра стратегических разработок Екатерина Кваша. В зарубежной практике хорошо работают разного рода «зеленые» ипотеки и кредиты с льготными условиями, субсидированием процентной ставки — они, по словам эксперта, дают дополнительные преимущества при покупке энергоэффективного жилья или проведении ремонта для повышения энергоэффективности.
«В первую очередь, запуск таких программ подстегивается высокими тарифами на энергоресурсы, которые заставляют потребителей обращать внимание на энергоэффективность зданий как один из основных показателей при принятии решения о покупке недвижимости или взятии в аренду», — объясняет Кваша.
А что в России?
По данным Аналитического центра Дом.РФ, лишь 3% жилищного фонда в России на текущий момент признано энергоэффективным. Даже если брать жилье, построенное за последние пять лет, — класс энергоэффективности А и выше по этому показателю получили порядка 24% новостроек, свидетельствуют данные Единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС, наш.дом.рф), формируемые на основе информации от застройщиков.
«По итогам первого полугодия 2024 года портфель строящегося в России жилья с классом энергоэффективности А составил 1142 новостройки — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля энергоэффективных домов осталась примерно на том же уровне — около 30%», — отмечает директор по устойчивому развитию и международному сотрудничеству Дом.РФ Марина Слуцкая.
При этом, по словам эксперта, вопрос энергоэффективности волнует многих россиян. Так, по результатам проведенного в рамках исследования Дом.РФ опроса, 49% респондентов готовы доплачивать за энергоэффективное жилье.
Работа по продвижению «зеленого» строительства в России ведется. В 2022 году произошел большой прорыв в области развития национальной системы оценки недвижимости — разработаны и начали действовать сразу два новых стандарта «зеленого» строительства: национальный стандарт ГОСТ Р для многоквартирных домов и методика оценки Клевер — для коммерческой и некоммерческой недвижимости. Наряду с ними уже применялась методика IRIIS — система оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов, а также методика EcoMaterial — система экологической сертификации строительных и отделочных материалов. В 2024 году к ним добавился «зеленый» ГОСТ Р — для индивидуальных домов. Таким образом, стандартами «зеленого» строительства в нашей стране сегодня охвачена часть существующих зданий. И хотя сегодня они носят добровольных характер, каждый из них представляет собой ориентир для девелоперов — как строить лучше и показать свой продукт в выгодном свете на конкурентном рынке.
В Дом.РФ, который выступил разработчиком «зеленых» национальных стандартов для жилья, подчеркивают, что оба ГОСТ Р разрабатывались таким образом, чтобы одновременно поддерживать покупательский спрос, предложение от застройщиков и стать основой для введения возможных мер стимулирования. Важно, что стандарты национальные: оба приняты Росстандартом и прошли широкие общественные обсуждения и экспертную оценку до утверждения.
Также в планах Дом.РФ разработка «зеленого» стандарта для капитального ремонта. Энергоэффективные капремонты в эксплуатируемых многоквартирных домах могут позволить собственникам экономить от 40% тепловой энергии при обеспечении необходимых мероприятий для присвоения дому класса энергетической эффективности A и выше, рассказывает Разворотнева. Аналогичные показатели могут быть достигнуты и в общественных зданиях. Вместе с тем, подчеркивает эксперт, в части жилых зданий такой ремонт собственники могут получить только за счет дополнительных взносов.
Неплохим инструментом по повышению энергоэффективности зданий Светлана Разворотнева называет энергосервисный контракт. «Однако в МКД он практически не применяется: доля заключенных договоров в Москве незначительна. Это связано со сложностью принятия собственниками решений, а также с тем, что платеж по энергосервису не учитывается при выплате субсидий малоимущим гражданам. Законопроект, который призван решить эти проблемы, принят в первом чтении, но пока лежит без движения», — рассказывает Разворотнева.
Доля энергосервисных контрактов, заключенных в бюджетной сфере, значительно выше. Но здесь сдерживающим фактором являются существующие принципы финансирования бюджетных учреждений, в соответствии с которыми уменьшение расходов приводит к уменьшению субсидий.
Опрошенные редакцией эксперты отмечают, что введение обязательных требований к классу энергоэффективности при проектировании негативно скажется на стоимости жилья — это дополнительно тормозит процесс, поскольку в целях повышения доступности жилья Минстрой, напротив, принимает меры для упрощения и удешевления процесса строительства. В свою очередь энергосервисные контракты являются перспективным направлением повышения энергетической эффективности без перекладывания повышения стоимости процесса строительства на потребителя, однако в текущей форме инструмент требует доработки с точки зрения учета рисков в части выполнения обязательств со стороны выгодоприобретателей.
Кроме того, при меньшем объеме потребленных ресурсов содержание энергоэффективных домов может обходится дороже, а в управляющих компаниях часто нет специалистов, которые умеют обслуживать сложное оборудование.
«При отсутствии внятных стимулов со стороны государства (например, субсидировании стоимости «квадратного метра» в энергоэффективных домах или ставки по ипотеке для покупателей энергоэффективного жилья) граждане чаще все предпочитают покупать жилье, стоимость квадратного метра в котором обходится дешевле, или обращают большее внимание на красоту архитектуры и качество отделки и не очень задумываются о будущих расходах на содержание», — резюмирует Светлана Разворотнева.
Что еще можно сделать
«У нас много предложений, но пока из-за объективных ограничений бюджета массовая полноценная поддержка их всех маловероятна, — признает Марина Слуцкая. — Поэтому на сегодняшний день Дом.РФ из собственных средств реализует программу субсидирования процентной ставки по кредитным договорам проектного финансирования застройщиков, охватывающую 61 регион в так называемом «кластерном» подходе: поддерживаются те регионы, в которых ограничено предложение жилья. За выполнение дополнительных «зеленых» критериев можно получить дополнительную скидку (к 3,5% базовой) в размере от 1% до 2%. По сути, это единственная фактически работающая на рынке мера поддержки энергоэффективного строительства».
Галина Дзюба, председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ высоко оценивает предложение по дополнительному финансовому стимулированию энергоэффективных зданий:
«Введение льгот для зданий с высокой энергетической эффективностью — важный шаг к устойчивому развитию строительного сектора. Считаю, что подобные инициативы не только способствуют снижению энергозатрат и уменьшению углеродного следа, но и становятся мощным стимулом для инвесторов и девелоперов, побуждая их внедрять современные технологии и применять качественные материалы», — говорит эксперт.
Формы предоставления льгот могут быть разнообразными: налоговые льготы, субсидии на строительство и модернизацию, а также упрощенные процедуры получения необходимых разрешений, разъясняет Дзюба. Такой подход создаст конкурентные преимущества для зданий с высоким уровнем энергетической эффективности и значительно ускорит развитие рынка «зеленого» строительства, делая его более привлекательным для инвестиций.
Льготами для застройщиков предложения Дом.РФ не ограничиваются, и некоторые из них уже проходят обсуждения у регуляторов. В первую очередь — корректировка существующей нормативно-правовой базы. По словам Марины Слуцкой, необходимо законодательно закрепить возможность определять показатели энергетической эффективности не только по жилым, но и нежилым зданиям (например, для объектов социальной инфраструктуры, общественных зданий). На сегодняшний день обеспечение высокой энергоэффективности нежилых зданий необязательно, хотя выгодно с финансовой точки зрения для собственника — дополнительные затраты быстро окупаются в процессе эксплуатации. А в случае нежилой недвижимости часто и строит, и эксплуатирует одно и то же лицо — и в этом плане выгода лучше ощущается.
Еще одно предложение — периодическое подтверждение класса энергоэффективности и обеспечение заявленных показателей энергоэффективности застройщиком уже после ввода дома в эксплуатацию, показывающее, что фактические данные по энергопотреблению соответствуют заявленным в проектной декларации и документации. Из этого должно формироваться обязательство застройщика провести дополнительные мероприятия по увеличению теплозащиты здания в случае обнаружения несоответствий в процессе обследования.
Третье — разработка ресурсоэффективных и цифровых мер для массового сегмента строительства. В частности, речь о внесении в машиночитаемые поля проектной документации, заключение экспертизы и разрешение на ввод в эксплуатацию данных об энергоэффективности здания и удельных показаний энергозатрат на эксплуатацию здания (по отоплению, теплоснабжению, электроснабжению и горячему, холодному водоснабжению). «Мера поможет корректно отслеживать показатели и оценить, действительно ли здание как на этапе проектных решений, так и при вводе в эксплуатацию и заселении», — разъясняет Марина Слуцкая.
Четвертое — централизованный сбор сведений по фактическому ресурсопотреблению и энергоэффективности. «Сегодня никто не структурирует и не соединяет эти данные воедино. Невозможно быстро и легко выяснить объем энергопотребления того или иного города или даже здания — информацию придется собирать по крупицам, — подчеркивает эксперт. — При этом имеющиеся цифровые системы могли бы объединить эти данные в единую систему учета, а регуляторам она бы очень пригодилась, в том числе для сравнения фактических и заявленных данных».
И, наконец, пятое — разработка и утверждение методики определения прозрачности и доступности технологического присоединения с возможностью обоснования понижения мощности. В текущем виде технологическое присоединение зданий осуществляется по завышенным нормативам, в результате чего к объекту подключается большая чем необходимо мощность как тепловых, так и электрических сетей, которая вместо использования для нужд других зданий остается «заблокированной», поясняет Марина Слуцкая.
«В итоге комплекс приведенных мероприятий позволит не только улучшить состояние окружающей среды, но и поднять градостроительство на качественно новый уровень, где инновации и устойчивость станут основными приоритетами», — комментирует Галина Дзюба.
Но чтобы система работала, на рынке существовало соотношение спроса и предложения, подталкивающее застройщиков к строительству качественного жилья, необходимо повышение грамотности населения в вопросах энергоэффективности. По оценке Аналитического центра Дом.РФ, 54% покупателей готовы платить больше за жилплощадь, соответствующую «зеленым» стандартам. При этом пока у россиян не сформировалась привычка при выборе квартиры обращать внимание на класс энергоэффективности дома, подчеркивает Марина Слуцкая. Потому Дом.РФ активно внедряет индикацию энергоэффективных домов в своих цифровых сервисах — наш.дом.рф, где аккумулируется информация обо всех строящихся многоквартирных домах с 2019 года, и строим.дом.рф — на портале, с помощью которого покупатель может выбрать подходящий для себя типовой проект индивидуального жилья.
Екатерина Кваша также считает распространение информации об энергоэффективности важным для развития рынка.
«В частности, такой простой способ, как маркировка зданий, позволяет повысить осведомленность и побудить домовладельцев, арендаторов выбирать более эффективные здания», — говорит собеседница РБК.
По словам Галины Дзюбы, действенным методом могут быть курсы, семинары и тренинги, в которых будут освещены такие темы, как основы проектирования тепловой защиты и инженерных систем; а также применение современных технологий, позволяющих повысить энергоэффективность зданий, в том числе с использованием объектов генерации ВИЭ (солнечные панели, тепловые насосы, умные счетчики), уточняет спикер.
Два курса на «зеленую» тематику уже разработаны Дом.РФ:
«Зеленый» стандарт для многоквартирных зданий» — совместный курс Цифровой академии ДОМ.РФ и НИУ ВШЭ по основным положениям «зеленого» стандарта для многоквартирных домов и принципах «зеленого» строительства, разработанный для экспертов отрасли, застройщиков, проектировщиков и архитекторов
«Экоаналитик» — профориентационный курс для школьников и студентов колледжей, позволяющий узнать об этой профессии специалиста будущего, которая помогает найти баланс между эффективным строительством и обеспечением безопасности окружающей среды с использованием современных цифровых технологий.
Также Галина Дзюба считает необходимым проводить информационные кампании, направленные на широкую аудиторию — задействуя социальные сети, рекламу и общественные мероприятия. «Возможно создание легкодоступных интерактивных материалов и ресурсов, где люди могут найти информацию о возможностях повышения энергоэффективности своего жилья», — добавляет эксперт.
Отдельно Дзюба отмечает и влияние потребительской образованности на работу застройщиков: покупатели жилья становятся требовательнее к качеству и эффективному использованию технологий. Это создает рыночный спрос на здания, отвечающие современным стандартам энергоэффективности, и побуждает застройщиков применять качественные материалы и инвестировать в исследования и разработки новых технологий.
«Грамотность в области энергетической эффективности имеет прямое отношение к устойчивому развитию, повышая качество жизни, экономя ресурсы и защищая окружающую среду. Вложение в образование и доступную информацию — это инвестиция в будущее, которая принесет значительные дивиденды как детям, так и взрослым, помогая создавать более устойчивое и гармоничное общество», — резюмирует Галина Дзюба.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»