Дом на Карибах: как получить гражданство за покупку недвижимости
На трибуне стоит крупный человек, похожий на Гермеса Конрада из «Футурамы». «Я стопроцентный антигуанец, — заявляет он. — Четыре поколения назад мои предки приплыли сюда из Ливана. И вот я стою перед половиной кабинета министров моей страны. Перед почтенным премьер-министром Гастоном Брауном. Перед глубокоуважаемыми гостями. И я обещаю вам всем: я построю этот отель. Вы все сможете насладиться превосходным отдыхом в Pleasure Cove». Интернациональная публика, среди которой примерно 50% разговаривает на русском языке, приветствует это обещание продолжительными аплодисментами.
Здесь вообще любят произносить речи и хлопать друг другу: на конференции по вопросам гражданства за инвестиции каждый выступающий считал своим долгом прочитать длинную речь с клятвой верности любимой стране. Пока девелопер говорит, один из гостей наклоняется к премьер-министру Антигуа и Барбуды Гастону Брауну. «Господин министр, а сколько вообще министров в вашем правительстве?» — спрашивает он. «Двенадцать», — шепотом отвечает Браун. Пятеро из них пришли на презентацию нового отеля. Гостиницу еще даже не начали строить, а правительство уже санкционировало продажу номеров и вилл иностранцам. Это единственный в стране проект, который ведет местный житель — все остальные объекты строят иностранные девелоперы. Возможно, из-за этого у Pleasure Cove такая масштабная группа поддержки: премьер-министр знает владельца отеля с детства.
Тридцатилетний девелопер Джейсон Джорджон произносит речь уже второй час. За это время предприниматель успел несколько раз поблагодарить своих родителей и учителей, вызвать на трибуну свою жену (дочь мультимиллионера из Гонконга), а также 14 раз повторить, что он стопроцентный антигуанец — «родился и вырос на Антигуа и Барбуде». Это небольшое островное государство в Карибском море ранее входило в состав Британской империи, а после отделения колоний получило независимость. В XIX веке здесь выращивали сахарный тростник: сахарная промышленность была единственным источником дохода для острова. После того как сахар научились добывать из свеклы, местная индустрия рухнула — возить его из Карибского региона оказалось слишком дорого.
Страна набрала множество кредитов и некоторое время жила за счет международной помощи — европейские страны то и дело жертвовали деньги своим бывшим колониям. Аналогичный сценарий пережили соседние государства Карибского бассейна: Гренада, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Китс и Невис. Жизнь в долг закончилась в 1980-х, когда Федерация Сент-Китс и Невис представила первую в регионе программу гражданства в обмен на инвестиции. Так на Карибские острова пришли иностранные инвесторы, которые начали строить здесь коммерческую недвижимость.
Виллы и курортные комплексы на Антигуа и Барбуде
Россияне переезжают на Невис
Россияне получили возможность приобрести недвижимость на Сент-Китсе и Невисе в 2012 году. В подарок за покупку дома или доли в отеле стоимостью от $400 тыс. местное правительство выдает заявителю паспорт. Вместе с основным владельцем второе гражданство может получить его супруг или супруга, дети до 25 лет, а также родители старше 65 лет — за оформление каждого члена семьи платится взнос от $25 тыс. до $50 тыс. Год спустя аналогичную программу запустили Антигуа и Барбуда, а также Гренада. Сейчас в регионе насчитывается пять стран с работающей программой гражданства за инвестиции. Россияне здесь — заметные игроки.
«Годовой объем мировой индустрии гражданства за инвестиции оценивается в $4 млрд, — рассказал РБК Роберт Мартин, директор компании NTL Immigration, которая занимается продажей инвестиционной недвижимости по всему миру. — Основные клиенты таких программ — жители Китая, Ближнего Востока, России и СНГ, в последнее время растет количество инвесторов из Африки». Их привлекает свободный въезд в страны Евросоюза, который гарантируется обладателям карибских паспортов, а также надежная система судов и защиты собственности, унаследованная от европейских стран. Согласно подсчетам международной брокерской компании Knight Frank, более 20% запросов от россиян, желающих приобрести недвижимость за рубежом, ставят обязательным условием получение гражданства или вида на жительство (ВНЖ) в выбранной стране. Но если в Европе большинство программ предлагает именно ВНЖ, который необходимо продлевать каждый год, то страны Карибского региона дают полноценное гражданство — с получением паспорта и возможностью вообще не приезжать на новую родину.
Многие государства этого региона входят в Британское содружество — добровольное объединение территорий, раньше бывших частью колониальной империи. Номинальным главой всех этих стран до сих пор считается королева Великобритании Елизавета II. По наследству от Британской империи островитянам досталось облегченное получение визы в США, отсутствие квот на поступление в британские вузы и некоторые другие привилегии, которыми пользуются британцы. Дополнительный козырь подобных стран — облегченная налоговая нагрузка, благодаря которой они стали офшорными зонами с развитой банковской системой.
Для состоятельных россиян основной причиной подобных вложений остается поиск «запасного аэродрома» на случай непредвиденных обстоятельств на родине. За последний год в России и странах СНГ рынок услуг гражданства за инвестиции вырос на 20–25%, рассказал «РБК-Недвижимости» специалист по вопросам иммиграции и второго гражданства компании Elma Global Олег Лемешко. По его словам, интерес к инвестиционной покупке жилья за рубежом с целью получения второго гражданства проявляют россияне, имеющие от $2 млн до $10 млн, в отдельных случаях встречаются покупатели с состоянием порядка $15 млн.
Только в Антигуа и Барбуде заработали на программе $80 млн, объявил глава местной программы Томас Энтони. «За три года страна одобрила 600 заявок и выдала 800 паспортов покупателям местной недвижимости — в 2015 году гражданами Антигуа и Барбуды стали 140 человек», — указал Энтони. Национальный состав соискателей здесь не раскрывают, однако в частных разговорах признаются, что среди клиентов немало русскоговорящих.
Конфиденциальность обещают все страны региона, тем не менее недавно в прессу просочилось сообщение о том, что гражданство Невиса получил основатель социальной сети «ВКонтакте» и разработчик мессенджера Telegram Павел Дуров. На вопрос, правда ли это, сотрудники программ гражданства многозначительно улыбаются и говорят, что знают, откуда пошла информация. «Среди клиентов много айтишников, которые заработали деньги на компьютерных играх или интернет-сервисах. Смотришь на них и думаешь: и чем я занимался в свои студенческие годы», — рассказал «РБК-Недвижимости» один из посредников, консультирующий будущих переселенцев.
Отели Cabrits Resort Kempinski, Tranquility Beach и Hilton на Доминике
Как получить недвижимость и гражданство
В странах Карибского региона оформлением гражданства и сделок с недвижимостью занимаются государственные службы, которым запрещено контактировать с частными лицами. Такие структуры общаются только с лицензированными посредниками — зачастую это международные агентства с лицензией на продажу домов и заключение инвестиционных сделок. Крупнейшие игроки на рынке — Henley & Partners, CS Global Partners и NTL Trust. У каждой страны список посредников индивидуален: к примеру, на Антигуа и Барбуде продавать недвижимость в комплекте с паспортом могут 95 компаний.
Всех, кто желает получить гражданство за покупку недвижимости, проверяют частные детективные агентства, которых нанимают местные власти. Большинство таких агентств — американские компании, основанные отставными агентами ФБР и ЦРУ. Частные детективы изучают прошлое каждого заявителя по неофициальным каналам: агентства не рассылают запросы в государственные организации, а потому соискатели могут не бояться, что об их переезде узнают в родной стране. Тем не менее такие агентства находят все бизнесы соискателя, включая те, о которых покупатель мог забыть, рассказал «РБК-Недвижимости» директор по развитию программы экономического гражданства в странах СНГ и Прибалтики компании NTL Trust Александр Воронов. После проверок отсеивается 2–3% заявлений: обычно это клиенты, подозреваемые в преступлениях, либо утаившие от властей отдельные факты своей биографии вроде погашенной судимости или наличия убыточных компаний.
По местным законам, проверки должны занимать не более трех месяцев, но на деле процесс может затянуться на полгода. Только после этого заявитель может заплатить свои $400 тыс. и получить пятилетний паспорт Карибского государства. Если за это время обладатель документа ни разу не нарушит закон и не попадет в тюрьму, следующий паспорт будет действовать уже десять лет, а его владельцу гарантируется право передать гражданство по наследству и даже голосовать на местных выборах.
Приятный сюрприз в том, что в обязательные $400 тыс., предназначенные для застройщика, уже входят все налоги и коммунальные платежи на ближайшие пять лет — то есть в течение 60 месяцев у собственника не возникнет никаких дополнительных затрат на содержание объекта. Зачастую обязательным условием становится попадание объекта в арендную базу. Это означает, что жить в собственном доме новый гражданин может только в течение ограниченного срока (обычно от двух до шести недель в году), а все остальное время недвижимость сдается туристам. Часть прибыли забирает управляющая компания, собственнику достается остальная маржа.
По прошествии пяти лет (на Гренаде — четырех) новый гражданин имеет право продать свою недвижимость — и очередной покупатель также сможет претендовать на получение паспорта по программе гражданства за инвестиции. На данный момент такой рынок еще не сформировался, так как со времени запуска программы не прошли обязательные пять лет. Как поведут себя цены на вторичном рынке, пока неясно — агенты сходятся лишь в том, что недвижимость будет дешеветь. В настоящее время во всем регионе есть один застройщик, который предлагает своим клиентам гарантированный выкуп приобретенной недвижимости через пять лет владения. Этот девелопер работает на Антигуа и Барбуде и за каждые вложенные $400 тыс. обещает заплатить по $250 тыс.
Cristophe Harbour, KOI и другие курорты на Сент-Китсе
От студий до отелей
Минимальный бюджет покупки разнится от страны к стране. Если недвижимость на Сент-Китсе с учетом расходов на оформление документов и проведение расследования фактически обойдется покупателям в $600 тыс. и дороже, то на Доминике можно найти лоты по $200 тыс. Правда, за эти деньги будет невозможно купить дом: здесь инвесторам предлагают только одну опцию — покупка доли в компании, которая строит отель.
Гостиницы на острове возводят крупные операторы, среди которых Hilton, Kempinski и Tranquility Beach. Сложность Доминики в том, что почти весь остров покрыт непроходимыми тропическими лесами, а большая часть побережья — голые скалы. На острове есть несколько пляжей с черным вулканическим песком, но все они находятся далеко от населенных пунктов.
Менее радикальные, но более затратные варианты предлагает Гренада и Сент-Люсия. Так, на Гренаде строится курортный комплекс Levera, который расположится рядом с одноименным национальным парком. На территории в 100 га появятся два гостиничных корпуса на 80 номеров каждый, кондоминиум с домами совместного владения, виллы для особенно богатых покупателей, а также всевозможная инфраструктура вроде теннисных кортов и бассейнов. Отличительная черта проекта — экологическая направленность: пешие маршруты проложены прямо внутри заповедника, а рядом с Levera останутся пляжи, на которых гнездятся черепахи, и водно-болотные угодья с редкими видами птиц. Собственники домов смогут приезжать сюда на несколько недель, в оставшееся время коттеджи будут сдавать туристам.
Недвижимость на Гренаде, в Сент-Люсии и других странах региона
Наконец, самый большой выбор предлагают две наиболее развитые страны в регионе — Антигуа и Барбуда и Сент-Китс и Невис. Антигуа — это транспортный хаб Карибского моря. Здесь построен современный международный аэропорт, принимающий трансатлантические рейсы — новый терминал возвели на деньги от продажи второго гражданства. В дальнейшем правительство будет вкладывать деньги, полученные от зарубежных инвесторов, в обновление дорог и возведение нового грузового терминала в аэропорту, заявил «РБК-Недвижимости» премьер-министр Антигуа и Барбуды Гастон Браун.
Соискателям второго гражданства правительство предлагает выбор из 40 девелоперских проектов. Впрочем, не у каждого посредника есть доступ ко всем проектам — так, в NTL Trust рассказали, что рекомендуют своим клиентам только шесть или семь комплексов. Компания сомневается в перспективах оставшихся 30. К примеру, не вызывает обеспокоенности судьба курортов Nonsuch Bay и Daniel Bay — элитных поселков с виллами, одну из которых минувшей зимой арендовала Камерон Диас. Не хуже перспективы и у нового отеля на острове Барбуда, который планирует построить Роберт де Ниро — актер вложился в этот проект в качестве инвестора.
Куда сложнее прогнозировать судьбу комплекса Hodges Bay — недостроенного проекта на севере острова, где постоянно дуют ветра, а за $400 тыс. владелец может рассчитывать только на маленькую студию на скалистом побережье. Еще один проблемный актив — Pleasure Cove, тот самый комплекс, девелопер которого дружен с премьер-министром. Агенты, продающие недвижимость иностранным инвесторам, рассказали, что не верят в осуществление этого проекта.
Наконец, на Сент-Китсе обращают на себя внимание почти застроенный комплекс вилл и апартаментов Cristophe Harbour, а также колоссальный массив Kittitian Hill с собственными сельскохозяйственными угодьями и рестораном местной кухни. Совладельцем последнего является правительство Сент-Китса, а потому все дороги на территории еще не завершенного проекта уже заасфальтированы.
Антон Погорельский