Москве предсказали рекордные объемы пустующих магазинов
На улицах Москвы растет доля пустующих торговых помещений, несмотря на снижение рублевых ставок аренды. До конца 2015 года доля свободных площадей в сегменте cтрит-ретейла (магазины с выходом на улицу) в столице может вырасти до 14–15% с текущих 12,5%, прогнозируют в международной консалтинговой компании Colliers International. Таким образом, вакансия (количество площадей без арендаторов) может достигнуть максимальных значений за шесть лет (15% в первом полугодии 2009 года).
В некоторых коридорах, как брокеры называют основные торговые улицы Москвы (Тверская, Арбат и др.), падение ставок с начала года достигло 30–50%, отмечается в отчете компании. «После достижения экономической стабилизации начнется снижение доли свободных площадей, что произойдет не ранее середины 2016 года», — утверждает руководитель направления стрит-ретейл Colliers International в России Екатерина Подлесных.
Наибольший рост свободных площадей в третьем квартале зафиксировали на Большой Якиманке (с 12,7% до 17,1%), на Большой Дмитровке (с 6,6% до 10,3%) и в Садовом кольце (с 13,8% до 15%). Перечисленные торговые коридоры более протяженные и обладают значительным объемом торговых площадей, поэтому показатели вакантности на них подвержены большей волатильности, поясняется в материалах компании.
Ставки аренды в основных торговых коридорах Москвы, руб. за 1 кв. м в год
Улица |
Ставка min |
Ставка max |
---|---|---|
Столешников пер. |
150 000 |
225 000 |
Тверская |
50 000 |
175 000 |
1-я Тверская-Ямская |
50 000 |
87 500 |
Кузнецкий Мост |
60 000 |
160 000 |
Петровка |
40 000 |
110 000 |
Мясницкая |
50 000 |
125 000 |
Никольская |
50 000 |
125 000 |
Арбат |
75 000 |
150 000 |
Новый Арбат |
45 000 |
135 000 |
Данные: Colliers International
В торговых центрах Москвы эксперты, напротив, отметили сокращение уровня пустующих площадей, которое произошло впервые с 2014 года. В третьем квартале 2015 года, по данным консалтинговой компании «Магазин магазинов», уровень пустующих площадей сократился с 10% до 9%. «Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, объем ввода нового предложения за квартал был небольшим. Рост доли пустующих площадей, как правило, спровоцирован открытием новых объектов с низкой долей заполняемости», — говорится в исследовании компании.
Во втором полугодии 2014 года и в первом полугодии 2015 года, по оценке «Магазина магазинов», на рынке вводилось рекордное количество новых площадей (415 тыс. и 312 тыс. кв. м соответственно). На фоне снижения реальных доходов населения и, как следствие, падающей активности ретейлеров такая ситуация приводила к росту доли пустующих площадей (до 8,5% в 2014-м и 10% в 2015-м), поясняется в отчете компании.
Снижению доли пустующих площадей способствовало дозаполнение новых торговых центров. «Если в торговых центрах, открытых с 2014 года, на конец июня 2015 года пустовало в общей сложности 35% площадей, то всего за три месяца эта цифра сократилась до 29%», — говорится в материале «Магазина магазинов».
Сергей Велесевич