Более половины рынка жилищно-коммунальных услуг Москвы находится под управлением властей
Емкость рынка жилищно-коммунального обслуживания в Москве составляет 80,6 млрд руб. в год. Такие данные исследований на конференции «Проблемные зоны ЖКХ и эффективные пути решения» в рамках 33-й выставки «Недвижимость от лидеров» озвучил президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН) Сергей Креков. При этом более половины доли рынка (52,8%) сейчас занимают компании, которые аффилированы с властями, — это муниципальные и государственные унитарные предприятия и бюджетные учреждения (МУП, ГУП и ГБУ). В их управлении находится более 139 млн кв. м столичного жилого фонда. 29,8% рынка (в денежном выражении) принадлежит частным управляющим компаниям, 17,4% приходится на долю различных объединений собственников жилья (ТСЖ, ЖСК и пр.), следует из материалов АКОН.
В управлении госструктур в Москве, по данным ассоциации, находится более 20 тыс. жилых домов, в ведении коммерческих структур — около 9 тыс. «Такое превосходство госучреждений в сфере ЖКХ не идет на пользу качеству жилищно-коммунальных услуг. Если вы посмотрите на рейтинг управляющих организаций, которые составляет Мосжилинспекция, то вы увидите, что из 483 представленных в ней компаний первые 50 строчек занимают в основном частные предприятия, а госструктуры находятся в третьей и четвертой сотне», — рассказал позднее Сергей Креков «РБК-Недвижимости». Данные рейтинга, как объяснил глава АКОН, составляются по количеству жалоб, поступивших от москвичей на управляющие многоквартирными домами организации, — чем жалоб меньше, тем выше место в рейтинге.
После введения лицензирования управляющих организаций, как рассказала ранее «РБК-Недвижимости» председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская, начался отток частных управляющих организаций с рынка. Вероятность потерять бизнес, по ее словам, на рынке ЖКХ сейчас стала значительно выше. «То, что этот вид деятельности подвергся лицензированию, — ошибка. Он должен работать в конкурентной среде. На примере Москвы и Санкт-Петербурга мы сейчас отчетливо наблюдаем, как эта среда сворачивается — управление частным жилищным фондом передается государственным бюджетным учреждениям, которые находятся на коротком поводке у властей», — сказала Галина Хованская. Если частник, по ее словам, стремится к оптимизации своей работы, повышению качества, то ГУП может этим не озадачиваться: выпадающие доходы ему компенсирует бюджет.
Владимир Миронов