Почему не стоит ждать падения цен на новостройки этой осенью
[FL]— К[/FL]ак вы оцениваете рынок новостроек Московского региона на июль 2015 года?
— Сегодня этот рынок можно назвать стабильным. Все знают историю последнего полугодия начиная с декабря 2014-го, когда рынок, как и вся экономическая ситуация в стране, подвергся достаточно сильным воздействиям. Однако сегодня на рынке новостроек Московского региона мы видим стабильность. Правда, она такая… трепетная, я бы сказал.
— Что вы понимаете под стабильностью? Стабильность спроса?
— Под стабильностью я понимаю рынок в совокупности — цены, спрос, предложение. Единственное, что поменялось, — это уровень затрат на строительство. Что сегодня стоит даже не дом построить, а целый микрорайон?
— Вы считаете, что себестоимость строительства стала выше?
— Совершенно верно. Строительный рынок имеет инерцию и не мгновенно реагирует на какие-то изменения в курсах валют или в целом на экономическую ситуацию в стране. Прошедший полугодовой период инерционности рынка в части затрат закончился. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, цены сегодня уже выше.
Произошел естественный рост затрат. В сегменте новостроек экономкласса, который наиболее чувствителен к любым изменениям в ценах, сегодня мы находимся в состоянии, когда уже, по сути, сошлись в одной точке и цены на квартиры, и затраты на их строительство.
— То есть застройщики сейчас работают в ноль?
— На крупных проектах комплексной застройки, когда застройщик делает все — сети, социалку, и делает это честно, — каких-то запасов прочности у него не остается.
— Что происходит с продажами? Упали ли они по отношению к весенним показателям?
— Упасть не упали — немного уменьшились. Но раз мы говорим о хрупкой стабильности, то надо понимать, что если продажи и дальше продолжат снижаться, то это приведет к падению всего рынка.
По продажам и по ценам был провал в начале года и рост в марте-апреле. Сейчас опять объемы продаж откатились. Мы понимаем, что это связано с сезонностью — подобное наблюдается каждый год. Так что показательным будет не лето, а сентябрь. Потому что в сентябре сойдется сразу несколько факторов: во-первых — сезонность, во-вторых — инерционность рынка в части затрат. То есть отступать уже будет некуда.
— Вы говорите о росте. А дно уже было?
— Дно уже достигнуто на рынке массового строительства, об этом я как раз и говорю.
— Но ведь цены не падали.
— Они и не должны были падать. За полгода у застройщиков выросли затраты и себестоимость. Если бы не было стабильного спроса, цены поднялись бы гораздо выше. Но сегодня мы видим, что разница в ценах между уровнем прошлого года и года нынешнего порядка 5–7%. Это очень мало.
— Почему это ненормально?
— Если сюда прибавить инфляцию, экономическую ситуацию, курсовые разницы, то мы видим, что цены на самом деле не меняются вообще. По крайней мере для строителей.
— А что будет осенью? Почему вы думаете, что спрос восстановится?
— Мы, скорее, говорим не столько о спросе, сколько о повышении цен. Однозначно ожидаем, что цены [на новостройки] вырастут осенью.
Потому что у застройщика уже будет полностью исчерпан лимит по разнице в цене — затраты на материалы и услуги сейчас реально повышаются. На этом фоне цены на квартиры пока не меняются.
В течение последнего полугода у застройщиков еще оставалась «подушка», которая заложена не столько в цене продаж, сколько заключается в инерционности строительного процесса. Есть застройщики, есть генподрядчики, есть субподрядчики. И вот этот ресурс выработался в течение полугода. Сегодня мы начинаем строительство новых корпусов, нанимаем новых подрядчиков — и видим, что их расценки выше, чем были полгода-год назад.
— То есть вы ни при каких условиях не сможете продавать дешевле, потому что это уже будет вам в убыток?
— Мы сможем продавать дешевле только при одном обстоятельстве — если при комплексной застройке микрорайонов будет снижена социальная нагрузка.
— Но не этой осенью?
— Не этой осенью. Ведь примерно только половина финансовых затрат идет на строительство домов, а вторая половина — на все остальное. По всем действующим нормативам это и социальная инфраструктура, и дорожная сеть, и все прочие обязательства.
— А если у людей не останется возможности покупать жилье этой осенью?
— Покупательная способность зависит от сохранения программы государственного субсидирования ипотеки. Ипотека играет ключевую роль во всем мире, это абсолютный двигатель приобретения жилья.
— Какой процент сделок, субсидированных ипотекой, приходится на данный момент в ваших проектах?
— Сейчас более половины — 59%.
— Как может измениться этот показатель осенью?
— При сохранении субсидирования останется таким же.
— То есть на осень вы для себя вообще никаких пессимистических прогнозов не делаете?
— Я говорю про нашу компанию. Мы достаточно уверенно чувствуем себя по нескольким причинам. Мы не закредитованы, у нас большие объемы строительства, есть возможность правильно планировать свои финансовые потоки.
— А кто сейчас покупает жилье в новостройках? Особенно интересно узнать о тех 41%, которые покупают без ипотеки.
— Дело не в ипотеке. Покупка квартиры — это постоянный процесс для людей. У нас, к примеру, большой объем сделок, связанных с улучшением своих жилищных условий в виде квартир большей площади и выше качеством. Все это естественные процессы, которые правильно поддерживают рынок в целом.
Если смотреть с точки зрения географии, то более половины — примерно 60% — это жители столицы и Московской области. Тут у каждого своя история. Кто-то переезжает в область из регионов России или из Старой Москвы — на территорию Новой Москвы. Много людей, которые, наоборот, переезжают из области ближе к столице.
— В начале этого года власти всех уровней посылали такие сигналы, что надо ждать новой волны обманутых дольщиков, новой волны недостроев, как было в 2008–2009 годах. Однако этого не произошло. Почему?
— Нельзя проводить прямую параллель. Кризис 2008–2009 годов был иным, более резким. Сейчас кризисная ситуация растянутая. Плюс, конечно, многие застройщики научились работать в кризис — понимали, готовились. В 2008 году многих кризис застал врасплох.
Пока запас прочности у застройщиков остался, кто-то финансовую «подушку» себе подложил, кто-то растянул во времени свои нагрузки. Но это, увы, не может продолжаться годами. Если не восстановится нормальная система банковского финансирования, то ожидаются все те проблемы, о которых вы говорили. Я бы вернулся к тому, с чего мы начали разговор: какой сегодня рынок?
— Стабильный…
— Да, он ровный. Но он в таком пограничном состоянии находится, что его нельзя сейчас раскачивать. Считаю, недопустимо сегодня время от времени «выстреливать» какие-то информации о больших скидках. Я не верю в них. Так не бывает. Любые скидки сегодня — это либо тревожный сигнал, что надо внимательнее отнестись к покупке, либо у застройщика уже начались какие-то судороги.
Беседовал Игнат Бушухин