Мнение: как изменятся торговые центры в России из-за падения спроса
Рыночный товарооборот стал падать в кризис. Покупать в прежних объемах потребители уже не могут — денег заметно меньше (у некоторых их нет совсем), а брать кредиты невыгодно и опасно: ставки потребительского кредитования еще осенью прошлого года взлетели до невообразимого уровня, да и уверенности в завтрашнем дне нет никакой — занять можно, а получится ли отдать — большой вопрос. В результате денежная масса, поступающая на рынок торговой недвижимости, резко сократилась: люди стали экономить и, следовательно, меньше ходить в торговые центры.
Что интересно, покупать стали не просто меньше в целом, но и по изменившейся схеме: экономить, очевидно, можно не на всех группах товаров. Например, еда, лекарства и медицинские услуги относятся к товарам жизненной необходимости, или, как мы их называем, защищенным. К ним, помимо уже вышеуказанных, можно причислить и транспортные услуги, а также — уже с натяжкой — товары для детей, телекоммуникационные услуги, косметику. В группе незащищенных (тех, на которых потребители как раз и экономят больше всего) — одежда и обувь, товары для ремонта, бытовая техника, спортивный инвентарь, туристические услуги и развлечения.
Ретейлеры, торгующие такими товарами, оказались в непростой ситуации: с одной стороны, их затраты резко возросли, так как большая часть продукции по-прежнему закупается за границей и, понятно, не за рубли; с другой — повысить цены для конечных потребителей они не могут, так как спрос на незащищенные товары и без того сильно упал. Таким образом, прибыльность их бизнеса резко снизилась. Как следствие — многие такие ретейлеры сегодня элементарно не могут себе позволить арендовать площади в торговых центрах, по крайней мере в прежних объемах и по прежним — докризисным — ставкам. Однако сегменты гипермаркетов, дискаунтеров чувствуют себя хорошо. Они не только сохранили обороты, но и зачастую преувеличили их.
Поэтому, естественно, количество арендаторов в незащищенных сегментах постепенно уменьшается, если не удается договориться о приемлемых условиях с собственником. Для потребителя это значит, что состав арендаторов торговых центров — иными словами, набор магазинов, который мы видим, приходя за покупками — меняется. Особенно заметно это в крупных московских ТЦ, расположенных вдали от станций метро, — таких немало открыто, в частности, вдоль МКАД. Как ни странно, малые объекты в кризис оказались в более выигрышной ситуации за счет своей доступности. Человек, который вынужден экономить, вряд ли поедет в огромный торговый комплекс — зачем «сыпать соль на рану»? А в относительно небольшой районный ТЦ может и зайти, ведь вот он — рядом с домом или прямо у выхода из метро. Кроме того, малые ТЦ как раз удовлетворяют первичные потребности из защищенных групп товаров.
Что это значит для владельцев многочисленных московских торговых гигантов? Очевидно, ничего хорошего. Первое — падение ставок. По нашим оценкам, в рублевом эквиваленте по итогам 2015 года они могут упасть на 25–30% в среднем по рынку. Второе — возникнет необходимость пересмотра концепций проектов. На самом деле она есть уже сейчас: если ничего не менять, многие торговые центры просто станут экономически неэффективными. И главное изменение, конечно, затронет пул арендаторов. Умные собственники будут стремиться наращивать долю «антикризисных» магазинов в ТЦ. Речь, прежде всего, о супер- и гипермаркетах, магазинах детских товаров, косметики и прочих, чьи обороты под воздействием кризиса упали в меньшей степени. Пустующие площади, вероятно, займут различные нетрадиционные для ТЦ операторы — выставки, арт-объекты, спортивные площадки, молодые дизайнеры, контактные зоопарки и так далее.
А вот fashion и ряд товарных групп сократят площади в торговых центрах — не время сейчас скупать платья и галстуки. И такая ситуация сохранится в лучшем случае до конца 2015 года. Что предложат потребителям торговые центры в 2016-м и последующих годах? Скорее всего, рынок уйдет в более дешевые сегменты, включая дисконт, но это зависит в том числе от дальнейшего пути развития российской экономики.
Денис Колокольников специально для «РБК-Недвижимости»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Эксперты/Мнения», может не совпадать с мнением редакции