Пешеходные зоны: благо или проблема для москвичей
За последние два года в столице обустроено около 100 км пешеходных улиц и бульваров. Пешеходные зоны появились на Большой Дмитровке, Никольской, Рождественке, Кузнецом Мосту, Крымской набережной. Благоустроены Пятницкая, Покровка и Маросейка. Как заявил мэр столицы Сергей Собянин на IV Московском урбанистическом форуме, количество пешеходных маршрутов увеличится за три года на 600 км.
В интервью "РБК-Недвижимости" главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований (ЦИГИ) Борис Пастернак рассказывает о том, что можно сделать, чтобы пешеходные маршруты учитывали интересы местных жителей и автомобилистов.
- О чем говорит массовое появление пешеходных маршрутов и общественных пространств в столице?
- Поскольку вопросы общественных пространств и качества городской среды не были раньше в фокусе внимания, то их активное развитие сегодня является безусловным благом. Исчерпывают ли они всю повестку архитектурной тематики? Конечно, нет. Воспринимаются ли они как уход от обсуждения достаточно широкого круга проблем в области архитектуры и градостроительства? Иногда да.
Обустройство привлекательной городской среды, в том числе для молодых, креативных, подвижных людей, крайне важно для создания образа города, его восприятия жителями и туристами. Но одновременно при обустройстве пешеходных пространств в тени остаются сложные проблемы создания комфортных условий проживания для жителей исторической части города, функциональных перекосов и множества офисов в центре или джентрификации (реконструкции и обновления) примыкающих к центру районов. По тем же лекалам, что был возвращен в городской обиход Центральный парк культуры и отдыха имени Горького, нельзя разрешить проблемы спальных районов.
- Насколько, по-вашему, успешен в Москве опыт созданных пешеходных зон?
- Опыт существующих пешеходных улиц еще не проанализирован. Они важны как пилотные проекты, но требуется анализ, обобщение накопленного опыта. Должны быть внесены коррективы в будущие проекты. Крайне важный вопрос: что связывают эти пешеходные зоны? Порою, они выглядят как протяженные трассы, которые ведут из ниоткуда в никуда. Плюс в некоторых местах происходит изменение категории обращенных на улицу магазинов и ресторанов, приобретающих люксовый характер. Их засилие вытесняет отсюда местных жителей, пользующихся сферой услуг шаговой доступности.
Считаю, что у нас зачастую хорошие начинания приобретают характер гигантомании. Я не заметил, честно говоря, значительного увеличения числа гуляющих на той части Пятницкой улицы, которая ближе к Садовой. Большинство музеев, театров, точек притяжения находятся в стороне. А вот другая часть улицы, которая становится пешеходным маршрутом к Третьяковке, наоборот, важна для туристов, которые, порой, приехав на метро, не могут найти галерею.
Еще одна улица, где были расширены тротуары, - Большая Дмитровка. Бытует мнение, что ее поспешное обустройство в известной степени вызвано желанием облегчить проезд и парковку для высоких федеральных ведомств, а не в интересах жителей.
- Перечисленные вами улицы, а также некоторые другие являются знаковыми и находятся в центре города. Как их реновация повлияла на исторический облик Москвы?
- Плохо, когда московская улица становится похожа на коттеджный поселок с аляповатыми фонарями. Например, на Покровке фонари, копирующие исторические, "выросли" в несколько раз и выглядят очень смешно и несуразно. Такое ощущение, будто их растягивали на медицинском аппарате Елизарова. К этим вопросам следует отнестись внимательнее, нужен индивидуальный подход, который учитывает исторический колорит и стилистику окружающих домов.
- На ваш взгляд, не будут ли ущемлены права автомобилистов, если пешеходные маршруты расширятся еще на 600 км?
- Эти вопросы надо решать комплексно. Мы все равно не победили автомобили на улицах, так как на новых расширенных тротуарах, например около дорогих ресторанов, продолжают парковать автомобили. Если ужесточать порядок, то получается, что мы воспринимаем жителей этих районов как людей второго сорта по отношению к офисным работникам или посетителям ресторанов и бутиков. У определенного процента местных жителей есть машины, и это не преступление. У них и так достаточно сложная жизнь, и наличие автомобиля не должно являться печатью, которая ставится на человеке. Такой автомобиль не следует воспринимать как элемент роскоши.
В центре практически отсутствует общественный транспорт, его структуру никак не назовешь комфортной, маршрутов крайне мало. Троллейбус на Бульварном кольце приходится ждать на ветру и морозе двадцать минут и более. Если человека вынудить отказаться от автомобиля, что же у него тогда останется? Он живет в центре, и еженедельные поездки на окраину города за покупками - вынужденная мера, так как местные магазины дорогие. Ситуация, достаточно типичная и для европейских городов. Именно поэтому в Москве нужно создать условия, чтобы учитывались интересы жителей в разумном использовании как дворовых пространств, так и транспорта.
- Но есть же платные парковки?
- Да, но все равно в некоторых переулках местные жители, возвращаясь с работы, не могут найти место для парковки - все занято машинами офисных работников. Проблема не решена. Предновогодние дни по сравнению с началом прошлого года показывают, что платная парковка, возможно, является пополнением бюджета, но это не только не решило транспортную ситуацию, но сделало людей, живущих в центре, заложниками таких решений.
- А жители должны принимать участие в обсуждении пешеходных зон?
- Казалось бы, расширение пешеходных возможностей должно быть воспринято на ура. Однако в районе улиц Покровки и Маросейки это вызвало довольно серьезное сопротивление местных жителей. Значит, что-то не в порядке? Видимо, следует учитывать их мнение по всем вопросам: расширение тротуаров, магазины, общепит доступного сегмента, развитие сферы обслуживания, места для отдыха пожилых людей, обустройство досуга. Тогда в пешеходную структуру могли бы вовлекаться дворы, и она не обретала бы парадный характер лакированных в граните или мраморе трасс, нужных только для проведения праздничных презентаций. Общественные пространства могли бы иметь структуру "дерева" и за счет обогащения и разнообразия функции "прорастали" во дворы. Возможно, нельзя все сделать одновременно. Но если жителям объяснить, что программа по благоустройству разделена на этапы, и привлечь их к участию в проекте, на мой взгляд, это было бы гораздо человечнее и результат имел бы больший выход.
Елена Лыкова