Архитекторы предлагают изменить городское пространство вокруг Кремля
Создание пешеходных улиц стало трендом развития общественных пространств в Москве за два последних года. Для пеших прогулок без соседства с автодорогой доступны улицы Кузнецкий Мост, Рождественка, Большая Дмитровка и Никольская. В центре столицы расширили тротуары Покровка и Маросейка.
Однако главная московская достопримечательность России - Кремль и его окрестности - пока относительно недоступны для пешеходов: дружелюбная городская среда здесь представлена Александровским садом, остальное - гранитные набережные и тротуары, граничащие с многополосными автомобильными дорогами.
Между тем архитекторы считают, что территории Китай-города и улицы вокруг Кремля могли бы измениться в духе современных тенденций: вместо потока машин здесь можно создать прогулочные зоны, а автомобили убрать либо под землю, либо на параллельные улицы.
Как может измениться центр Москвы вокруг Кремля, рассказывают финалисты архитектурного фестиваля - эти работы были отмечены жюри в различных номинациях.
Вокруг кремлевской стены
Сеть пешеходных и веломаршрутов вокруг Кремля, Китай-города и части Замоскворечья предложила создать группа, в которую вошли 11 архитекторов. Проект под названием "Центр Москвы - туристический велогород" получил премию в номинации "Коллективная работа".
В список велодорожек авторы проекта включили Кремлевскую набережную, отгородив проезжую часть от прогулочной зоны деревьями и кустами. Архитекторы также предлагают открыть дополнительный выход из станции метро "Боровицкая" в сторону Александровского сада. "Благодаря этому Боровицкий холм станет пешеходным, получит новую туристическую инфраструктуру, откроет новый вид на Кремль", - говорится в описании проекта.
Реновация реки Неглинки
Двести лет назад река Неглинка, протекавшая под стенами Кремля, была спрятана в подземную трубу. В память о ней остались названия улиц - Неглинная и Самотечная.
Молодые архитекторы Арсений Хечинашвили и Андрей Стенюшкин предлагают раскопать фрагмент реки в районе Боровицкой площади. Авторы проекта "Неглинка" хотят "выпустить" реку из подземных коллекторов на участке длиной около 300 м.
Подземную часть Неглинки архитекторы представляют пешеходной. Арсений Хечинашвили и Андрей Стенюшкин уверены, что река нужна городу, потому что она "археологический индикатор, маяк, отсчитывающий вехи развития Москвы".
Еще одна работа, связанная с Неглинкой, - это проект Ольги Михалевой "Пешеходная река". Автор предлагает проложить пешеходный туристический маршрут над подземной рекой и связать тем самым площади вокруг Кремля: Театральную, Революции, Боровицкую и Манежную (включая историческую Сапожковую, которая располагалась напротив Кутафьей башни).
Китай-город
Архитекторы Денис Хохлов и Александр Веретельников в своем архпроекте связали единой пешеходной зоной Лубянскую, Новую и Старую площади с Ильинским сквером.
При этом молодые архитекторы предлагают сократить автомобильное движение на Новой площади с десяти до семи полос, а также количество автомобильных полос в зоне Старой площади (с четырех до трех) и Китайгородского проезда, чтобы увеличить ширину пешеходной зоны.
Архитекторы Максим Матвеев и Дарья Любакова убрали со Славянской площади автомобильную парковку и создали на ее месте еще одну пешеходную зону в виде ряда террас.
***
Возможное развитие центра столицы как пешеходного пространства оказалось не только взглядом в будущее, но и оживлением прошлого. На фоне создания удобных прогулочных зон для пешеходов и велосипедистов современные архитекторы предлагают вспомнить, какими были центральные исторические площади вокруг Московского Кремля. Ведь именно они формируют "золотое кольцо" столичных бульваров, отметили члены жюри фестиваля "Перспектива-2014". В оценке конкурсных работ приняли участие ведущие московские архитекторы, представители Москомархитектуры и ГУП НИиПИ Генплана Москвы. Жюри возглавил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Елена Лыкова