Стеклянный треугольник: шесть зданий, которые запретили горожане
В Париже разгорелся скандал из-за запланированного к постройке небоскреба под условным названием Башня Деланоэ. Это здание должно было стать третьей высотной доминантой столицы Франции — после Эйфелевой башни и делового района Дефенс, но парижане высказались против. «РБК-Недвижимость» выбрала шесть необычных архитектурных проектов, которые так и не удалось построить из-за критики горожан
Небоскреб-треугольник в Париже
Проект 180-метровой парижской Башни Деланоэ с прозрачными фасадами по форме напоминает гигантский стеклянный треугольник. Авторы (швейцарское бюро Herzog & de Meuron's, среди законченных работ которого олимпийский стадион «Птичье гнездо» в Пекине) называют здание вытянутой в длину «мягкой пирамидой Хеопса». Башня получила неофициальное название в честь бывшего мэра столицы Бертрана Деланоэ, который пытался ее построить еще в 2008-2012 гг., но не смог из-за конфликта с городским советом и действия закона, ограничивавшего высоту строений в Париже 37 метрами. Проект строительства небоскреба в столице Франции возродился лишь в этом году, когда предельная высотность в городе была поднята до 50 метров.
Если здание будет построено, оно станет первым небоскребом, возведенным в Париже за последние 40 лет, и третьим по высоте архитектурным объектом Парижа после Эйфелевой башни (324 м) и башни Монпарнас (210 м).
Почему не построили: Неделю назад городской совет Парижа отклонил проект здания 83 голосами против 78. Против строительства новых небоскребов в Париже выступают и две трети горожан — они уверены, что высотки разрушат старинный облик города. Противником проекта также является французская партия «зеленых», которая критикует небоскребы за чрезмерное потребление энергии.
Однако Башня Деланоэ все еще может быть построена — мэр Парижа Анн Идальго назвала решение городского совета недействительным, так как часть бюллетеней была обнародована, и намерена оспорить результаты голосования в суде. Она считает, что высотное доминирование Эйфелевой башни не догма для Парижа, к тому же высотное строительство поможет наполнить городской бюджет новыми поступлениями.
«Охта-центр» в Санкт-Петербурге
В 2006г. «Газпром» объявил о намерении построить свою штаб-квартиру в центре Петербурга — на правом берегу Невы в муниципальном округе Малая Охта. 396-метровая башня «Охта-центра» (второе название «Газпром-Сити») должна была стать высотной доминантой Северной столицы.
Разработчиком проекта выступило британское архитектурное бюро RMJM London, выбранное по результатам международного конкурса. Предполагалось, что комплекс «Газпром-Сити» будет состоять из трех кластеров: офисного, театрально-концертного и спортивного.
Почему не построили: Идея возведения в центре Санкт-Петербурга башни «Газпром-Сити», которую видно из всех районов города, вызвала многочисленные протесты жителей, а также общественных деятелей и архитекторов. Негативно высказались политические партии и даже члены федерального правительства: «Я как министр культуры против строительства такой башни», — заявил в 2009г. глава Минкульта Александр Авдеев.
В 2006 году в Законодательное собрание Петербурга были поданы документы от инициативной группы горожан на проведение референдума о строительстве небоскреба. Народное голосование в итоге не состоялось из-за изменения федерального законодательства. Общественные противники строительства «Охта-центра» также подали три иска в Конституционный суд, который в итоге их поддержал в 2010г.
Вот как воспринял строительство небоскреба рок-музыкант, житель Петербурга Борис Гребенщиков: «Небоскреб «Газпром-Сити» на неброском охтинском ландшафте — это как плевок дьявола. Будто из сериала о пришельцах», — сказал он.
Организация ЮНЕСКО заявила, что в случае возведения «Охта-центра» Петербург будет внесен в список городов, где «мировое наследие под угрозой».
Столкнувшись с серьезным общественным противостоянием, «Газпром» отказался от строительства высотки вблизи центра Петербурга и приобрел участок на берегу Финского залива вдали от центра города, где построит небоскреб «Лахта-центр» высотой 462 м с учетом шпиля.
«Дворец света» Пьера Кардена
Модельер Пьер Карден в 2012г. обнародовал планы по строительству штаб-квартиры своего дома моды в Венеции. 225-метровый 60-этажный дворец моды Карден спроектировал вместе со своим племянником архитектором Родриго Базиликати. Проект получил название «Дворец света» (Palais Lumiere), он спроектирован в виде трех стеклянных башен переменной этажности, соединенных террасами и парапетами. Комплекс должен был состоять из офисных помещений, университета моды, апартаментов, киноконцертного зала, магазинов, ресторанов и спа. Предполагалось, что строительство будет длиться в течение трех лет и потребует инвестиций в размере 1,5 млрд евро. Площадка, выданная городскими властями под строительство, располагается в нескольких километрах от центра Венеции, на территории промышленной зоны Маргера.
Почему не построили: В 2013г. власти Венеции запретили строительство «Дворца света», сославшись на превышение сроков проектирования. Однако реальной причиной для отказа послужило общественное мнение и негативная кампания в местной и мировой прессе. В августе 2012г. Le Figaro начала одну из своих статей так: «Какая же муха укусила 90-летнего Пьера Кардена, что он решился возвести в Венеции 60-этажный небоскреб?»
«Жители Маргера посчитали вид будущего здания нелепым, сравнив очертания Palais Lumiere то ли с космическим кораблем, потерпевшим крушение в Венецианском заливе, то ли с гигантским светящимся грибом», — так описывает проект авторитетное архитектурно издание ArchDaily.
По мнению ЮНЕСКО и Ассоциации по сохранению исторического и культурного наследия Italia Nostra («Наша Италия»), появление 60-этажного Palais Lumiere способно нанести серьезный ущерб уникальному архитектурному ландшафту старинного города. Достаточно сказать, что стеклянный дворец способен подавить своей грандиозностью кампанилу собора Святого Марка высотой почти 100 м.
Небоскребы в Марбелье
Мэр испанского города Марбелья Мария Анхелес Муньос предложила в 2013г. изменить архитектурный облик курорта и построить шесть отелей-небоскребов высотой до 150 м. Власти муниципалитета таким образом хотели пополнить бюджет, пригласив в город новых международных гостиничных операторов. Первым небоскребом, запланированным к строительству, должно было стать здание высотой 115 м. Автором проекта выступил каталонский архитектор Рикардо Бофилл. Он, кстати, известен и в России — благодаря проектированию Дворца конгрессов в Стрельне, нового терминала аэропорта Большое Савино в Перми и квартала Media City в Подмосковье.
По задумке Бофилла, в Марбелье в 50 м от побережья в исторической части города должно появиться монументальное 50-этажное здание, напоминающее бетонную свечу, сужающуюся у основания и вершины.
Почему не построили: Местные жители выступили против не только творения каталонского архитектора и строительства в городе небоскребов в принципе, но и действий местных властей, которые принимают серьезные градостроительные решения без общественной и экспертной дискуссий.
После обнародования планов о строительстве небоскребов в Facebook была создана страница «Нет небоскребам в Марбелье!» (No a los rascacielos a Marbella!), которая объединила 1,5 тысячи неравнодушных местных жителей. Позднее обсуждение градостроительных вопросов переместилось на страницы газет, а затем дискуссия продолжилась и с участием чиновников. Теперь строительство высотных зданий от 30 до 50 этажей и высотой до 150 м в Марбелье возможно только с соблюдением процедуры общественных слушаний.
Против строительства небоскребов выступили не только местные жители, но и испанская аристократия, в частности принц Пабло фон Гогенлоэ, который приложил много усилий для развития курорта. Свою подпись против строительства высоток поставила также принцесса Альба. Недовольство выразил и один из богатейших резидентов этого района — саудовский принц Саламан, пригрозивший, что сменит место жительства вместе со своей шеститысячной свитой. Все они говорили о том, что строительство небоскребов раз и навсегда изменит имидж курортного города.
Стеклянные городские ворота
Власти небольшого местечка Исни в Баварии пригласили швейцарского архитектора с мировым именем Петера Цумтора (он спроектировал мемориальный комплекс «Топография террора» в Берлине и Музей Кунстхаус Брегенц в Австрии) для строительства городских ворот. Строение должно было стать достопримечательностью, призванной увеличить поток туристов в этот уголок Баварии. Мэр 15-тысячного города нашел спонсоров, готовых предоставить 21 млн евро на строительство новой точки притяжения для туристов.
Изначально жители Исни возлагали большие надежды на творчество Цумтора. Архитектор взялся за работу и в итоге представил в 2012г. на суд местной публики свое творение. Автор создал проект городских ворот из стекла и металла высотой в несколько десятков метров.
Почему не построили: 72% жителей Исни наложили вето на строительство в своем городе ворот авторства Цумтора. Простые жители не скрывали разочарования от презентации монументального объекта, назвав его «коренным зубом» и «стеклянными трусами». Мэру не оставалось ничего другого, как согласиться с мнением своих избирателей и отказаться от строительства.
Концертный зал в Базеле
Одна из самых известных и востребованных современных архитекторов Заха Хадид также нередко сталкивается с критикой общественности. Хадид стала первой женщиной, которая получила «архитектурный Оскар» — Притцкеровскую премию. Среди ее работ — библиотека Севильского университета в Испании, центр Гейдара Алиева в Баку, Национальный музей искусств в Риме. Эти строения называют настоящими шедеврами архитектуры конца XX — начала XXI в.
В середине 2000-х гг. архитектурная студия Zaha Hadid Architects выиграла конкурс на проектирование концертного зала Neues Stadt-Casino в Базеле, Швейцария. Про проекту Хадид, в окружении построек XIX—XX вв. должно было появится здание без строгих геометрических форм из стекла, металла и бетона. Власти города разрешили приступить к строительству, оставалось лишь вынести вопрос на референдум, который обязателен в Швейцарии для проектов, связанных с большими расходами местного бюджета.
Почему не построили: По итогам плебисцита, 36 тысяч (62%) жителей Базеля высказались против появления в их городе творения известного архитектора. Основная мотивировка — современной архитектуре не место в исторической застройке городской среды. Хотя заказчики проекта — городские власти — и не были удивлены отрицательным результатом, такой значительный перевес их оппонентов оказался для них неожиданностью. По мнению поддерживающих проект политиков, обращение к мнению народа в эстетических вопросах ведет к стагнации, так как большинство всегда выступает за сохранение существующего положения.
Вне конкурса
Московский «Хрустальный остров»
В этом году в Москве могло быть достроено самое большое здание в мире — «Хрустальный остров», разработанный еще в 1990-х гг. архитектором Норманом Фостером.
Небоскреб высотой 450 м имел бы огромную площадь внутренних помещений — более 2,5 млн кв. м. Планировалось, что это будет самое вместительное здание в мире. В соответствии с проектом Нормана Фостера, по форме здание представляет собой конус с вогнутой боковой поверхностью. Диаметр основания — 700 м. Диагональная сетка с ромбическими ячейками на фасаде здания и гиперболоидная форма конструкции сблизила «Хрустальный остров» с Шуховской башней.
Почему не построили: Проект небоскреба-шатра так и остался на бумаге из-за финансовых проблем инвестора, поэтому можно только предполагать, насколько высок был бы уровень общественных протестов в случае его реального строительства в Нагатинской пойме.