Как архитектурные утопии помогают развиваться городам
С древних времен люди пытались представить образы идеальных городов будущего. Многие идеи с позиций сегодняшнего дня могут казаться примитивными, но когда-то они поражали воображение людей. Со временем проекты архитекторов-футурологов становились все сложнее и детальнее, постепенно фантазии художников превратились в двигатель архитектурного прогресса. Архитектурные шедевры, которыми сегодня восхищается весь мир, могли бы не появиться на свет, если бы не было тех, кто занимался архитектурным фантазированием.
Современные архитекторы признаются, что неоценимое влияние на формирование их профессионального восприятия оказало творчество Джованни Пиронези, Антонио Сант-Элиа, Питера Брейгеля-старшего, Этьена-Луи Булле, Якова Чернихова и многих других архитекторов-фантастов. Как говорит Артур Скижали-Вейс, произведения архитектурной фантастики побуждают общество к смелым размышлениям и поиску новаторских образов.
Взгляд в будущее
Футурология в архитектуре - это взгляд в будущее, прогнозирование. "Нужно стараться предвидеть появление архитектурных форм, - объясняет Артур Скижали-Вейс. - Мы не просто рисуем на пустом месте то, что первое приходит в голову. Необходимо представлять и предвидеть, к чему движется общество". При создании фантастических сооружений у художника должно сложиться представление, в каком месте и в каком времени находится воображаемый проект, кто в нем будет жить (пусть персонажи тоже будут придуманными). Необходимо определить функции проектов, конструкции должны быть правильно рассчитаны, изображены в пропорциях, приближенных к реальным. Нужно выстроить для них причинно-следственную связь, тогда это будет интересно и полезно.
По словам архитектора, даже в сказочные "бумажные" проекты необходимо закладывать использование современных технологий. В том числе при переосмыслении каких-то концепций старых авторов, которые вдохновляют их современных последователей. "Техногенная эстетика продиктована новыми открывающимися возможностями, - рассказывает архитектор. - Города и сооружения в воздухе, на воде, под водой, под землей и в космосе".
Прикладное значение
Кто-то скажет: архитектурная сказка - и не более. Однако проекты футурологов зачастую имеют прикладной смысл. Скажем, та же Москва - это в некотором роде воплощение представлений древних философов и художников о "городе-Солнце". В далеком прошлом появились проекты небоскребов, освоения подземных пространств, намывных островов, которые сегодня - обычная вещь. По словам Артура Скижали-Вейса, футуристическая архитектура в качестве научно-фантастических архитектурных концептов, выходящих за рамки сегодняшнего дня, должна иметь прикладное значение. Ее создание вызвано желанием создавать образы, которые смогут формировать новые тренды и векторы развития глобальной архитектуры. Это некий путь, который поможет найти оптимальные интересные решения для сооружений будущего, это универсальные зрительные коды, которые имеют возможность сбываться при определенных условиях. "Например, если я создаю дома-амфибии для климатических беженцев, я же пока точно не знаю, насколько и в какие сроки поднимется Мировой океан, - говорит архитектор. - Но то, что катаклизмы происходят и их темпы будут со временем нарастать, уже всем очевидно. Поэтому некий смысл в создании таких проектов "впрок" определенно существует".
В то же время в мировой практике пока нет как таковых реализованных проектов, которые можно было бы четко отнести к стилю фэнтези. Этот архитектурный жанр не используют для реального строительства. Им вдохновляются, черпают новые художественные образы. На сегодняшний день футуристическую архитектуру активно используют в Голливуде, выстраивая мощные виртуальные миры, используя новые компьютерные технологии. Достаточно вспомнить "Звездные войны" Джорджа Лукаса.
Если вернуться в наше настоящее, то представляется, что возможности по внедрению идей-фантазий в конкретные проекты во многом определяются смелостью архитектора, инвестора и властей, их готовностью отойти от устоявшихся норм и традиционных представлений.
Архитектурные фантазии Артура Скижали-Вейса
Владимир Миронов