В новом налоге на имущество сохраняются все льготы
Завершена работа, связанная с решением вопроса, который волнует, безусловно, всех граждан нашей страны: какой налог им придется платить за свое жилье. Эта работа велась десять лет. Мы предложили не переходить на налог на недвижимость, а сохранить налог на имущество и при этом оставить все льготы, действующие сегодня.
Необходимость перехода на кадастровую оценку вовсе не означает переход на налог на недвижимость. Кадастровая оценка является объективной необходимостью потому, что инвентаризационная оценка в стране не существует с 2012г., и значит, местные органы власти сегодня не могут получать налог от всех новостроек, которые появились с этого времени.
Закон предусматривает переход на кадастровую оценку, однако этот переход будет осуществляться в течение пяти лет равными долями по 20%, для чего вводится соответствующий понижающий коэффициент. Наряду с сохранением всех льгот, установленных законом, законопроектом предлагаются следующие налоговые вычеты: 20 кв. м - по каждой квартире, 10 кв. м - по комнате и 50 кв. м - по жилому дому. При этом ставка налогообложения снижается с 2% до 0,1%.
Одновременно законопроектом исключается возможность злоупотребления правом. Мы специально изучали этот вопрос, и выяснилось, что во многих городах (например, в Москве) есть пенсионеры, на которых зарегистрировано 100, 200 и больше квартир. Это далеко не самые богатые люди, это граждане, на которых оформляется жилье с целью ухода от уплаты налогов. Поэтому предлагается: льгота будет действовать по одному объекту в каждой категории. То есть каждый льготник имеет право льготы на квартиру - это одна категория, на дачу, дом на садовом участке - другая и на гараж или машино-место - третья.
Мы просчитали все последствия налога по каждой территории и пришли к выводу, что необходимо предусмотреть механизм, который позволит скорректировать возможные ошибки в методе массовой оценки жилья. Для этого мы предусмотрели возможность обжалования кадастровой оценки как в комиссии, так и в судебном порядке.
Мы также даем право местным органам власти помимо предоставления любых дополнительных льгот любым категориям еще и возможность снижать ставки налога до нуля или увеличивать до 0,3%.
Если у налогоплательщика появляется какой-то выбор, он может обратиться с этой информацией в налоговую службу. В противном случае налоговая служба сама осуществит выбор, избрав для налогообложения тот объект, который предусматривает наибольшие льготы. Таким образом, в данном случае выбор сделан не в пользу бюджета, а в пользу налогоплательщика.
Объекты стоимостью свыше 300 млн руб. сохраняют налоговую ставку 2%, то есть в 20 раз больше, и для них льготы не предусмотрены. Мы считаем, что это вопрос социальной справедливости.
Льготы не будут предоставляться по тем объектам жилья, которые используются в коммерческих целях, потому что мы выяснили, что очень многие бизнес- и торговые центры стали переоформляться на физических лиц - пенсионеров. Таким образом, законопроект направлен не только на установление справедливости, но и на предотвращение возможности злоупотреблять правом для уклонения от уплаты налогов.
Подготовил Сергей Велесевич