Мечта о Японии в подмосковном коттедже
Дом из клееного бруса в японском стиле стал частью большого проекта застройки усадебного комплекса в Подмосковье. Основные постройки на территории площадью 1,2 га - дом, гараж, дом для персонала - выполнены в стиле модерн. А вот дом дочери владельца этой усадьбы хотели выделить, поэтому его решено было исполнить в японском стиле. Авторы проекта - специалисты архитектурно-строительного бюро “Карлсон и К” Олег Карлсон, Александр Куликов, Алексей Карлсон, Марат Лукманов и Сергей Ильин - решили адаптировать японский стиль к нашему времени. Архитекторы также стремились к тому, чтобы дом гармонично смотрелся среди подмосковной природы.
Конечно, настоящий японский дом на территории Подмосковья создать практически невозможно: неподходящий климат, другой менталитет, да и, конечно же, лучше, чтобы такое здание строили сами японцы. Но создать восточное настроение авторам проекта все же удалось. Дом стал цветным пятном в усадьбе, что внесло разнообразие в спокойный и приглушенный подмосковный ландшафт.
Строение украшает крыша сложной конструкции с поднятыми углами и резными кронштейнами, поддерживающими большой вынос кровли. В доме много веранд, которые создают ощущение единения с природой. Фасад украшен орнаментом. В отделке использовались традиционные японские цвета - красный и зеленый.
Подход к дому предваряют тории - японские ритуальные ворота без створок, выкрашенные в красный цвет.
Дом стоит в окружении японского сада с мостом.
Планировка
Планировка двухэтажного строения очень проста. В ее основе - модульная сетка, которая упорядочивает планировочную схему, делает ее внятной и функциональной. Размер ячейки модуля соответствует размеру традиционной японской соломенной циновки - татами.
На первом этаже архитекторы решили обустроить высокий двухсветный каминный зал. Это так называемое ядро дома. Рядом находятся гостиная и кухня. С третьей стороны к каминному залу примыкает лестничный холл. Из него также можно попасть в спальню и технический блок.
Все зоны в помещениях открыты, но в то же время они обозначены раздвижными стеклянными перегородками. По периметру дом опоясывает широкая терраса, на которую можно попасть из гостиной и кухни.
На втором этаже помещения сгруппированы вокруг холла. Здесь находятся малая гостиная, кабинет, гардеробная и спальня с ванной. Все эти комнаты соединены друг с другом при помощи легких раздвижных перегородок.
Цвет и материалы
Для оформления использовались детали из натуральной сосны. Этот традиционный для Японии элемент, который отлично сочетается с современными предметами интерьера. В доме также много стекла и камня. Окна-витрины с деревянными переплетами и разделяющие разные функциональные зоны перегородки чем-то напоминают фусум или седзи - раздвижные панели, заменяющие японцам межкомнатные стены.
Архитекторы не смогли применить в интерьере антикварные предметы, так как хозяйка усадьбы не решилась использовать их. Но их удалось заменить более простыми, стилизованными под японский стиль.
Все предметы декора гармонируют друг с другом, создавая ощущение безмятежности. Интерьер отличается плавными линиями и лаконичными формами. Каждый элемент здесь не случаен. Все созвучно с природой, а это как раз то, к чему призывает стремиться японская философия. Такой интерьер позволяет расслабиться от динамичности и пестроты большого города.
Критика
Виктор Дембовский, дизайнер, историк архитектуры и дизайна:
- Эклектика XXI века дает полную свободу архитекторам и дизайнерам в интерпретации исторических стилей, что нередко приводит как к потрясающим, так и к ужасающим результатам. Но ни то ни другое не относится к данному проекту. Этот дом в японском стиле - цельная, ровная работа, выдержанная в цвете и интересная в деталях. Трудно судить, не увидев планировки, но, видимо, коттедж станет крайне удобным местом для жизни. Виден и профессиональный подход автора, тонко работающего с пространством.
Но меня удивило его желание назвать постройку “в японском стиле”. Тогда как внешний облик здания отсылает нас скорее к Китаю, где приветствуются яркие цвета и крыши, напоминающие спину дракона. Да и количество деталей, переполняющих интерьеры, противоречит извечному японскому рационализму и минимализму. Даже центральный каминный зал, несмотря на обилие элементов, отправляющих нас в Поднебесную, напоминает скорее скандинавский интерьер, чем то, что можно встретить в Японии и Китае. Очень нравится, как автор объединил интерьеры помещений открытой фактурой дерева, но непонятен формальный подход к размещению объектов декора и аксессуаров, который намекает на их случайность.
Виктор Дембовский - дизайнер, историк архитектуры и дизайна, преподаватель Международной школы дизайна и МГХПА им. С. Г. Строганова
Ирина Фефелова, дизайнер:
- Проект очень интересен с точки зрения соблюдения мотивов и акцентов восточного интерьера. Авторы постарались в соблюдении пропорций и цветовой гаммы интерьеров, в планировочном решении и зонировании, в декорировании и оформлении.
Не уверена, что именно так в восточных интерьерах оформляют двойной свет, но это решение имеет право на жизнь в отражении графичности всего дома.
Натуральное дерево, массивные элементы, строгость линий, особенная, присущая только Востоку "тишина" дома - все это авторы отразили в проекте. А цвета дерева и текстиля, а камин, а напольное покрытие - благодаря этим элементам создана неповторимая атмосфера.
Ансамбль придомовой территории, экстерьер и интерьер - в комплексе создана полная картина. И именно так должны создаваться дома и проекты - от входа в ворота до салфетки на столе!
Ирина Фефелова - известный дизайнер интерьеров, арт-директор студии дизайна, эксперт в вопросах дизайна и декорирования. Лауреат и победитель множества российских и зарубежных конкурсов, обучает студентов факультета дизайна Русско-Британского института управления. Ирина Фефелова ведет авторские колонки во многих престижных изданиях, проводит семинары по декорированию и оформлению жилых и коммерческих интерьеров в России и за рубежом
Изабелла Ритц, руководитель дизайн-студии Bayer&Ritz Design:
- В российском восприятия Японии дом выполнен по всем правилам дизайна и архитектуры. Соответствует все: и цветовая гамма, и геометрия, и материалы. Но сам дом в окружении подмосковных хвойных деревьев смотрится довольно странно, что ставит мой стереотип восприятия в ступор, поскольку я привыкла смотреть на восточный стиль в его родной среде.
Международная дизайн-студия Bayer&Ritz Design на рынке 12 лет. В России студия реализовала более 3500 проектов, в Европе (Италия, Германия, Австрия, Финляндия) - около 1500
Подготовила Вера Козубова