В России для проведения ЧМ-2018 катастрофически не хватает отелей
Помимо требований ФИФА к стадионам для чемпионата мира по футболу существуют и особые требования к инфраструктуре городов - участников чемпионата. И в отношении гостиничной инфраструктуры они довольно серьезные.
Напомним, что следующий чемпионат мира по футболу пройдет в России в 2018г. в 11 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Калининграде, Екатеринбурге, Казани, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске и Нижнем Новгороде.
Для России ЧМ - это хорошая возможность проявить себя на международной арене, а также сделать города более привлекательными для туризма. "Мир знает множество примеров, когда проведение крупных спортивных соревнований положительно влияло на развитие туристической инфраструктуры города. Возьмите тот же Лондон. Олимпийское наследие продолжает играть свою положительную роль, что в большой мере является заслугой туристической и гостиничной отрасли", - рассказал "РБК-Недвижимости" вице-президент компании InterContinental Hotels Group по развитию в России, СНГ и Грузии Арон Либинсон.
Особые требования
Согласно требованиям Международной федерации футбола, город, принимающий игры группового этапа, должен предлагать порядка 7760 мест в гостиницах различной категории - от 2 до 5 звезд. Таким образом, в городе должны находиться две 5-звездочных гостиницы на 150 номеров, восемь 4-звездочных гостиниц на 860 номеров, восемь 3-звездочных гостиниц на 750 номеров и тридцать 2-звездочных гостиниц на 6000 номеров. В городах, где пройдут финал (Москва) и полуфинал (Санкт-Петербург), нужно обеспечить участников и болельщиков 29 780 и 14 410 номерами соответственно.
|
Инвесторы не проявляют интерес
Стоит отметить, что строительство отелей власти возложили на частный бизнес, который сам должен инвестировать в развитие туристической инфраструктуры. Однако со стороны девелоперов игроки рынка пока не отмечают активных действий в этом направлении.
Как рассказала корреспонденту "РБК-Недвижимости" директор отдела гостиничного бизнеса и туризма московского офиса международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield Марина Смирнова, власти и крупные международные гостиничные сети проявляют интерес к отелям в преддверии ЧМ-2018, но по-разному. "Власти - по необходимости, сети проявляют интерес к хорошим локациям и устойчивым рынкам. На насыщенных рынках (Казань, Екатеринбург, Калининград) интерес у сетей выборочный. А вот девелоперы пока не проявляют инициативу и большой интерес к строительству гостиниц к ЧМ-2018", - поясняет она.
В компании InterContinental Hotels Group считают Россию одним из приоритетных рынков и одним из самых интересных, так как здесь спрос превышает предложение.
"Безусловно, девелоперы заинтересованы в строительстве объектов, которые можно использовать и после окончания футбольного праздника. Те, которые будут позволять выйти на окупаемость проектов в 7-9 лет. Рынок, наоборот, требует бюджетных номеров в большом количестве, и тут придется находить баланс за счет реконструкций и редевелопмента существующего номерного фонда, строительства объектов из быстровозводимых конструкций", - прогнозирует генеральный директор УК "РосивестОтель" Кирилл Иртюга.
По мнению экспертов, востребованность отелей после чемпионата во многом зависит от дальнейшего развития городов, принимающих матчи. "Столичные города Москва и Санкт-Петербург всегда были и будут привлекательными для посещения. К региональным городам такое крупное мероприятие, как чемпионат мира по футболу, привлечет дополнительное внимание. Однако это внимание носит достаточно кратковременный характер, и такую возможность нужно будет своевременно и правильно использовать, дополнительно продвигая направление для туристов и бизнес-туристов с помощью маркетинговых проектов", - считает региональный менеджер по PR и коммуникациям компании Carlson Rezidor Ирина Захарова.
Гостиничный недобор
Эксперты, опрошенные редакцией "РБК-Недвижимость", отмечают: уже сегодня во многих городах, где пройдут матчи ЧМ-2018, достаточно отелей 4- и 5-звездочной категории, а вот более бюджетных гостиниц 2- и 3-звездного уровня, готовых принять основной поток болельщиков, недостаточно.
В Москве насчитывается 33,1 тыс. номеров в 3-, 4- и 5-звездочных отелях, а в Санкт-Петербурге эта цифра превышает 18 тыс. Очевидна нехватка более бюджетного сегмента, отмечает Кирилл Иртюга.
На сегодня состояние номерного фонда в городах - участниках чемпионата далеко от идеального. В сегменте бюджетных отелей, как правило, устаревший номерной фонд, не соответствующий требованиям ФИФА. Как сообщили в компании InterContinental Hotels Group, 68% гостиничного рынка России занимают небрендовые отели, а международные бренды, за исключением верхнего ценового сегмента и его верхнего предела, представлены ограниченно.
По оценке специалистов InterContinental Hotels Group, в крупных и средних городах России спрос на отели среднего ценового сегмента значительно превышает предложение. В предыдущие годы в России развивался в основном сегмент люксовых отелей и отелей верхнего ценового сегмента, что привело к изобилию этих категорий при недостатке гостиниц среднего ценового диапазона.
Марина Смирнова также отмечает, что по количеству объектов может быть "недобор": для болельщиков необходимо иметь 100 гостиниц по 170 номеров класса 2+, а такого количества можно и не найти даже в Москве. В наличии менее 300 отелей (не считая мини-гостиницы). Соответствующие проблемы будут и в Санкт-Петербурге.
Казань и Екатеринбург уже на пути к требуемому количеству - 4 тыс. и 3,7 тыс. номеров соответственно. Самара предлагает лишь 2,6 тыс. номеров, Волгоград и Ростова-на-Дону - по 2 тыс., а Нижний Новгород - 2,3 тыс.
По оценке Марины Смирновой, если строго придерживаться требований ФИФА, необходимо почти в каждом региональном городе построить по одной 5-звездочной гостинице, как минимум 300-400 номеров в сегменте 4-5 звезд, столько же в 3-звездочных, а 2-звездочных гостиниц для болельщиков в требуемом количестве нет ни в одном городе - участнике ЧМ-2018.
"Если не брать в расчет эти отели (их можно заменить теплоходами, поездами), то всего нужно построить порядка 6-7 тыс. номеров, в основном 3-звездочных. Стоимость строительства составит более 1 млрд долл.", - подсчитала Марина Смирнова.
Какие отели нужны
Эксперты отмечают, что в первую очередь для чемпионата, да и в будущем для региональных городов больше всего нужны отели для бюджетного проживания с минимальным сервисом, количеством дополнительных услуг при невысокой стоимости.
По оценкам специалистов, наиболее востребованы рынком для региональных городов будут гостиницы класса 2-3 звезды или гостиницы среднего ценового уровня, а болельщикам нужны в основном отели 2-звездочные. Здесь общие интересы должны совпасть.
"Поклонникам футбола, которые в период проведения чемпионата мира будут проводить большую часть времени вне отеля, в первую очередь нужно место, где они могли бы хорошенько выспаться. Это же относится и к деловым людям, проводящим весь день на встречах, и к туристам, приехавшим познакомиться с городом, а не гостиницей. Утром они просто встают, завтракают и отправляются в путь", - рассказал вице-президент компании InterContinental Hotels Group по развитию в России и СНГ Арон Либинсон.
По оценке аналитиков, отели среднеценового сегмента также лучше выживают и окупаются. Это особенно актуально в кризисной ситуации и при возможных последствиях санкций для гостиничного бизнеса. Эффективная концепция бренда Holiday Inn Express также позволяет снизить строительные и эксплуатационные расходы, что способствует повышению отдачи от инвестиций, считает Арон Либинсон. Сейчас влияние кризиса в Украине на рынок качественных отелей Москвы не так сильно ощущается - показатели гостиниц российской столицы ухудшились, но незначительно. По данным компании JLL, показатель доходности на номер (RevPAR) в среднем по Москве упал на 5,4% по сравнению с тем же периодом 2013г. из-за сокращение загрузки гостиниц. Единственный сегмент, доходность в котором не снижалась, - верхний предел среднего ценового сегмента (Upper Midscale), который продемонстрировал рост RevPAR на 2% благодаря перемещению спроса из более дорогих гостиниц верхнего ценового сегмента, отмечается в исследовании компании.
Сергей Велесевич