Кипр: как изменился старый центр Лимассола
Несколько лет назад в Лимассоле на Кипре стартовал проект по развитию старого городского центра - прибрежной территории, примыкающей с одной стороны к историческим кварталам и археологическому музею, а с другой - к гавани для рыбацких лодок и промышленным территориям. Несмотря на близость к туристическим маршрутам, эта часть города была депрессивной и не приносила серьезного дохода в городскую и государственную казну.
Проект реновации центральной части Лимассола в 2000-х гг. инициировало кипрское государство, проведя для его воплощения конкурс среди инвесторов. Дальнейшим развитием данной городской территории занимались частные компании, которые придумали проект Limassol Marina. Пережив несколько локальных и глобальных финансовых кризисов, сегодня амбициозный для Кипра (а возможно, и для всего Средиземноморья) проект близок к завершению: построена марина для яхт, сданы первые жилые объекты, в июне этого года в присутствии президента республики открыта ресторанная зона. На очереди - сдача торговой зоны с бутиками и завершение строительства комплекса частных вилл на искусственных насыпных полуостровах.
Проект Limassol Marina был задуман консорциумом инвесторов, в который вошли такие кипрские компании, как Cybarco Limited, J&P-Avax S.A., Joannou & Paraskevaides Ltd, Francoudi & Stephanou Ltd, Athena S.A., CADS Holdings Ltd и др. Для реализации проекта ими была создана компания Limassol Marina Ltd, которая взяла на себя всю ответственность за строительство и реализацию многофункционального комплекса зданий. Проект задумывался масштабный, что для небольшого Кипра казалось непосильной задачей.
Центральным объектом комплекса задумывалось строительство марины для яхт. Качественные, большие марины, способные принимать яхты до 100 с лишним метров в длину, в Средиземном море сосредоточены в портах Испании, Франции, Италии и Турции. Кипр захотел поучаствовать в этом бизнесе с расчетом на российских яхтсменов: остров является традиционным местом отдыха для многих россиян, среди которых немало увлеченных яхтингом. В 2012-2013 гг. марина была построена - рядом со старым причалом, заполненным рыбацкими лодками и небольшими прогулочными катерами в море был воздвигнут волнорез, за толстыми стенами которого расположилась тихая, оснащенная по последнему слову техники гавань. Марина уже работает - является местом "зимовки" для сотен фешенебельных яхт. Сюда на стоянку заходят и суперкорабли российских олигархов: недавно, к примеру, на несколько дней швартовалась 75-метровая лодка с бело-сине-красным триколором на вымпеле.
Но одной из главных затратных статей проекта Limassol Marina стало строительство насыпных полуостровов, на которых будут размещены частные виллы. Так делают, например, в Арабских Эмиратах, где в Дубае уже давно реализуют самые смелые девелоперские фантазии богатых покупателей недвижимости со всего мира. Но в Дубае, в отличие от Кипра, есть "подушка безопасности" в виде нефтяных доходов шейхов. На Кипре существовала опасность, что денег не хватит, и не безосновательно - вспомните хотя бы последний финансовый кризис, когда островное государство балансировало на грани дефолта...
Тем не менее сегодня искусственные острова уже возведены, на них "в обычном порядке" ведется строительство частных вилл стоимостью несколько миллионов евро каждая. Виллы имеют свой причал, что, видимо, соблазнительно для тех же яхстменов.
Но это не единственное жилье в проекте. В прошлом году уже был сдан жилой комплекс Nereids Residences на 94 апартамента. С 2012 г. квартиры в этом ярком многоквартирном доме распроданы, хотя можно приобрести единичные апартаменты. Квартиры здесь покупают в основном иностранцы, естественно, среди которых много россиян: семьи проводят здесь свои отпуска, "присылают" на лето детей с бабушками.
Коммерческая составляющая проекта Limassol Marina - это ресторанная и торговая зоны. Десятки ресторанов были построены и начали работу в июне этого года, на церемонии открытия гастрономической улицы даже присутствовал президент Кипра - настолько важным местные власти считают этот проект. По вечерам все рестораны (надо сказать, что многие из них достаточно доступные - сетевые) заполнены на 100% туристами и киприотами. На очереди в Limassol Marina - бутиковая зона, а также комплексы спа и фитнес-центра - они будут достроены в этом или следующем месяце.
Общественную и культурную части Limassol Marina представляет здание отреставрированных английских складов, в которых планируется проводить художественные выставки. С XIX века эти склады использовались английскими промышленниками (Кипр был колонией Великобритании) для хранения плодов рожкового дерева - каратов.
Limassol Marina - это пример государственно-частного партнерства. Территория порта и все постройки на ней по законам Кипра принадлежат государству. Приобрести недвижимость здесь можно только в лизинг на 120 лет - до 2134 г. После наступления этой даты возможно продление прав на недвижимость на следующий - пока неопределенный - период.
Надо сказать, что появление подобного проекта в старом центре Лимассола благоприятно сказалось на прилегающих кварталах. Цены на покупку и аренду недвижимости в округе в среднем выросли на 15-20%, притом что по остальному городу рост цен не так заметен. Увеличился и спрос - как на соседнее жилье, так и на помещения под магазины, офисы и рестораны.
На месте Limassol Marina ранее был пустырь, а также здания госучреждений, район считался депрессивным и не представлял интереса для туристов. Исторически Лимассол развивался в противоположном направлении, где было сосредоточено все новое - люксовое - строительство. Однако сейчас Limassol Marina стал катализатором развития портовой зоны города, вокруг проекта другими девелоперами ведется строительство новых офисов и апартаментов. Соседний с Limassol Marina земельный участок принадлежит местной пивоваренной компании Ceo, производственные мощности отсюда выведены, здесь будет построен еще один курортный комплекс.
Похожие проекты
Турция. The Residences at Mandarin Oriental, Bodrum
|
В Турции ведется реализация жилого комплекса The Residences at Mandarin Oriental в Бодруме. Жилой комплекс будет насчитывать 98 вилл и 116 резиденций, расположенных на склонах хвойных холмов в бухте Дженнет Койу в местечке Гельтюркбюкю на побережье Эгейского моря. Территория комплекса The Residences at Mandarin Oriental, Bodrum и отеля Mandarin Oriental, Bodrum включает 2 км береговой линии, на которых располагаются три частных пляжа, окруженных хвойным лесом и оливковыми рощами, и 5 км дорожек для прогулок. Стоянки яхт возможны только на рейде. |
Черногория. Dukley Gardens
|
В Турции ведется реализация жилого комплекса The Residences at Mandarin Oriental в Бодруме. Жилой комплекс будет насчитывать 98 вилл и 116 резиденций, расположенных на склонах хвойных холмов в бухте Дженнет Койу в местечке Гельтюркбюкю на побережье Эгейского моря. Территория комплекса The Residences at Mandarin Oriental, Bodrum и отеля Mandarin Oriental, Bodrum включает 2 км береговой линии, на которых располагаются три частных пляжа, окруженных хвойным лесом и оливковыми рощами, и 5 км дорожек для прогулок. Стоянки яхт возможны только на рейде. |
Россия. Апартаменты в Сочи
|
На Черном море, особенно у берегов России, практически нет естественных бухт, где можно разместить стоянку для яхт. Подходящие места заняты различными портовыми пунктами, поэтому стоянки яхт возможны только в них, в портах Сочи, Новороссийска и т.д. В Сочи на продажу выставлены апартаменты в десятках жилых комплексах, в которых проживали спортсмены и гости зимней Олимпиады-2014. Все комплексы новые. Новое жилье можно назвать курортным: близость моря и развития городская среда делают их привлекательными для российских покупателей. Сочи – практически единственный вариант приобретения курортной недвижимости на море для "невыездных" россиян: силовиков, госслужащих и т. |
Игнат Бушухин