Как будут развивать "ржавый пояс" Москвы
Москва в старых границах почти исчерпала свой потенциал застройки. Практически единственной возможностью для нового строительства на территории города остаются промзоны - так называемый "ржавый пояс" столицы. Это огромные пространства, которые в виду остановки базировавшихся на них предприятий перестали использоваться. В большинстве случаев, территория была отдана под склады или превратилась в огромную свалку.
Перспективы
На 2014 год намечена активная работа над проектами на территории промзон. Наиболее масштабными проектами станет застройка территории заводов "ЗИЛ" и "Серп и Молот". "Ржавый пояс" как главный потенциал развития столицы, будет развиваться по нарастающей ежегодно. И уже в перспективе нескольких лет на территориях промзон будет вводиться более 2 млн кв. м ежегодно.
По официальным данным столичных чиновников, в прошлом году на территориях промзон сдано в эксплуатацию около 1,3 млн кв. м недвижимости. "Я уверен, что в этом году показатели по вводу будут как минимум не ниже, а возможно, и больше", – заявлял ранее глава стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин.
Из всех промышленных территорий города можно реорганизовать примерно 6–8 тыс. гектаров с сохранением основного функционала, отмечал ранее М. Хуснуллин. По его словам, на строительство более 4 млн кв. м недвижимости уже выданы градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ). Активное строительство ведется на десяти площадках. Там планируется построить 13 млн кв. м различной недвижимости. Всего, по оценкам экспертов, в "ржавом поясе" можно построить до 100 млн кв. м различной недвижимости.
Сложности освоения
Безусловно, промзоны Москвы – это главный резерв для строительства. В то же время когда и насколько сможет быть реализован потенциал данных площадок, пока неясно. Все они, как в силу масштабности, так и в силу других причин (юридического и прочего характера) имеют довольно долгую историю развития, еще в докризисное время по каждой площадке имелись предпроектные предложения.
В текущих рыночных условиях освоение промзон – это наиболее интересный формат проектов, который позволяет получить крупную комплексную застройку с диверсификацией рыночных сегментов и рисков. "Однако это очень специфические и противоречивые проекты. Они, как правило, растягиваются на длительный срок", – отмечает генеральный директор компании "Метриум Групп" Мария Литинецкая.
Столичные власти, как и инвесторы, сталкиваются с целым рядом сложных проблем при реорганизации промзон. Основная проблема при редевелопменте промзон состоит в том, что у этих территорий зачастую имеется несколько собственников, планы которых разнятся, заявил Марат Хуснуллин.
По словам Марии Литинецкой, необходимо понимать, что большинство этих участков находится в руках частных собственников. Власти, в свою очередь, имеют ограниченное число инструментов влияния на владельцев промзон.
"Проекты комплексной застройки также подразумевают возведение необходимого количества объектов социальной и бытовой инфраструктуры. Финансирование этой части проекта, как правило, ведется за счет девелопера. Кроме того, особое внимание уделяется благоустройству территории, ее озеленению, то есть повышению визуальной привлекательности территории", – рассказала Мария Литинецкая.
По мнению экспертов, главное преимущество строительства недвижимости в районе промышленных зон состоит в том, что чаще всего на данных участках уже есть необходимые коммуникации и мощности. Девелоперу лишь необходимо согласовать их подключение.
В то же время, по мнению специалистов девелоперской группы "ПСН", несмотря на большое количество выданных разрешительных документов, всегда нужно делать поправку на то, что большая часть проектов, скорее всего, не выйдет. Так было и будет всегда, отмечают эксперты.
Что построят в промзонах
В вопросе реновации промышленных территорий столица выбрала два пути. Во-первых, комплексное градостроительное развитие промзон. Во-вторых, столичные власти рассматривают возможность изменить функционал некоторых предприятий, сориентировав их на инновационное экологически чистое производство или размещение объектов науки и технопарков на своей территории. Таким образов, Москва создаст новые рабочие места рядом с жильем на периферии города. По замыслу чиновников, это позволит снять часть транспортного потока, утром в будни стремящегося в центр столицы, а вечером – из него.
Что касается позиции столичных властей по редевелопменту промзон, плотность застройки не должна превышать 25 тыс. кв. м на гектар, при этом половина будущего объема недвижимости должна приходиться на жилую застройку, а половина – на рабочие места.
Концепция развития и основные функциональные составляющие определяются масштабом, расположением и окружением территории. "Большинство участков, на которых располагались крупные промышленные предприятия, по своим ресурсным характеристикам (расположению, площади, транспортной доступности и т.д.) позволяют создать современную многофункциональную территорию с включением зон различного назначения: жилая, офисная, рекреационно-развлекательная, образовательная, выставочная, гостиничная и т.д. Именно в таком виде данные проекты будут интересны и городу, и инвесторам", – считает Мария Литинецкая.
"Если говорить о сегменте жилой недвижимости, то на данных территориях, скорее всего, появятся объекты комфорт- и бизнес-класса. С учетом расположения участков, а также масштабов и сроков реализации проектов, данные сегменты будут наиболее востребованы рынком", – считает коммерческий директор корпорации "Баркли" Екатерина Фонарева.
"Конечно, застройщики стараются возводить на подобных участках дорогое жилье, однако в некоторых промзонах возможно строительство только экономкласса или комфорт-класса. К тому же некоторые фабрики и заводы вообще не будут переезжать – с таким соседством покупатели жилья бизнес-класса вряд ли смирятся", – отмечает Мария Литинецкая.
Что касается участков, на территории которых возможно появление объектов премиум-класса, то среди наиболее интересных можно выделить территорию завода "Сакко и Ванцетти" на набережной Тараса Шевченко, территорию Московской тюлево-гардинной фабрики на Саввинской набережной и наиболее "центральную" площадку – остров Балчуг. Данные площадки обладают высоким потенциалом в силу своего расположения в престижных районах, близости воды, хороших видовых характеристик, считает Екатерина Фонарева.
Если говорить про предложение в части крупных квартальных застроек территорий, то в основном оно сконцентрировано на востоке, юго-востоке и юге Москвы, а также на территории Новой Москвы. При этом каждый из представленных и планируемых проектов обладает уникальными характеристиками, и ценообразование в нем формируется исходя из них, отмечают эксперты группы "ПСН".
Как застройка "ржавого пояса" повлияет на цены
Конечно, одновременный вывод большого объема предложения мог бы поспособствовать снижению цен на рынке жилой недвижимости. Однако до перенасыщения нам все-таки еще далеко – слишком низкий уровень обеспеченности населения жильем. Даже если предположить, что все имеющиеся в Москве промзоны выведут одновременно свои объемы (хотя, конечно, это маловероятно), то метры все равно будут востребованы, потому что участки находятся в совершенно разных местах. Поэтому на цены освоение промзон вряд ли повлияет.
По мнению Екатерины Фонаревой, выход новых крупных проектов на начальном этапе строительства может снизить среднюю цену предложения, однако это вовсе не означает снижения цен по другим проектам, уже находящимся на стадии реализации. В данном случае можно будет говорить лишь об изменении структуры предложения и влиянии нового предложения на средние показатели рынка.
"В целом мы оцениваем ситуацию с предложением в сегменте жилья как комфортную. Спрос на жилую недвижимость экономкласса и комфорт-класса устойчив, и существующая недообеспеченность жильем остается на высоком уровне, что позволяет оптимистично смотреть в будущее", – заключили специалисты группы "ПСН".
Кто и что будет строить в промзонах
На 2014 год намечена активная работа над проектами на территориях промзон. Наиболее масштабными проектами станет застройка территорий заводов "ЗИЛ" и "Серп и Молот". В ближайшее время будет объявлен конкурс на реализацию проекта реновации территории бывшего завода имени Лихачева (ЗИЛ). "Проект реновации территории ЗИЛа является одним из самых крупных проектов по реорганизации промышленных зон в мире. Я думаю, что его реализация займет около десяти лет", – сказал Марат Хуснуллин. Он отметил, что проект планировки развития территории предполагает возведение около 4,5 млн кв. м недвижимости при общем объеме инвестиций порядка 12 млрд долларов.
В различной степени проработки находятся и другие проекты. Это промзоны "Силикатные улицы" (ЗАО "Дон-Строй Инвест"), "Фили" (ЗАО MR-Group), "Грайвороново" (PSN Group), часть производственно-коммунальной зоны "ЗИЛ", территория ОАО "Моснефтепродукт" (нефтебаза) и стадиона "Торпедо" (ОАО "ОПИН"), территория Московского зеркального комбината ООО "Столичные зеркала" (ГК "Пионер"), "Северное Очаково" и "Южное Очаково" (ЗАО "Интеко"), "Тушинский аэродром" (ЗАО "Тушино 2018"). Также планируется развивать промзоны "Алтуфьевское шоссе", "Огородный проезд", "Магистральные улицы", "Северянин", "Южный порт", "Павелецкая" и др. Утверждены проекты планировок промзон "Соколиная гора", "Нагатинский затон" и др.
Автор Сергей Велесевич
Таблица. Промзоны Москвы (источник: независимый эксперт Сергей Дале)
№ |
Название |
Округ |
Район |
Основные предприятия |
---|---|---|---|---|
1 |
"Павелецкая" |
ЦАО;ЮАО |
Замоскворечье; Даниловский |
|
2 |
"Ферейн", "Мосинжбетон", "СКИМ" |
|||
3 |
"Донские улицы" |
|||
4 |
"Звенигородское шоссе" |
КБ "Мотор" |
||
5 |
"Магистральные улицы" |
Плодоовощная база "Красная Пресня", мелькомбинат № 3, хладокомбинат № 7 |
||
6 |
"Силикатные улицы" |
|||
7 |
"Боткинский проезд" |
ОКБ имени П.О. Сухого, "Знамя Труда", "Гражданские самолёты Сухого" |
||
8 |
"Площадь развилки" |
|
||
9 |
"Улица Правды" |
Беговой |
"Дукс", типография "Правды" |
|
10 |
"Владыкино" |
|
||
11 |
"Огородный проезд" |
|
"Борец", "Станколит", Останкинский мясоперерабатывающий комбинат, 6-й автобусный парк |
|
12 |
ТСХА |
Завод низковольтной аппаратуры |
||
13 |
"Коптево" |
Войковский, Коптево |
ММЗ "Авангард", "Фармакоптево" |
|
14 |
"Калибр" |
|||
15 |
"Алексеевские улицы" |
|
|
|
16 |
"Митьковская ветка" |
ВАО, ЦАО |
Сокольники, Красносельский |
|
17 |
"Курская" |
|
|
|
18 |
"Грузинский Вал" |
Депо имени Ильича, хлебозавод имени Зотова, электродепо "Красная Пресня" |
||
19 |
"Хапиловская" |
Преображенское, Соколиная Гора |
"Электрозавод", АТЭ-1, МЭЛЗ, "Вымпел" |
|
20 |
"Семёновская" |
"Салют", "ВНИИИнструмент", Московский инструментальный завод |
||
21 |
"Кирпичные улицы" |
|
||
22 |
"Соколиная Гора" |
|||
23 |
"Серп и Молот" |
Лефортово, Перово |
"Серп и Молот", ТЭЦ-11, "Компрессор", МСВЗ им. Войтовича |
|
24 |
"Карачарово" |
"Станкоагрегат" |
||
25 |
"Волгоградский проспект" |
Нижегородский,Южнопортовый |
||
26 |
"Южный порт" |
АЗЛК, Южный порт, "Синтез", "Мосспецжелезобетон" |
||
27 |
ЗИЛ |
|||
28 |
"Ленино" |
ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов", завод игрушек "Огонёк" |
||
28а |
"Бирюлево" |
ТЭЦ-26, Покровская плодоовощная база, пивоварня "Эфес", Мостотряд-4 |
||
29 |
"Нагатино" |
ЦНИИХМ, 7-й троллейбусный парк, 9-й автобусный парк |
||
30 |
"Коломенское" |
Нагатино-Садовники, Москворечье-Сабурово |
Электроподстанция 213 |
|
31 |
МИФИ, Московский завод полиметаллов, ВНИИХТ |
|||
32 |
"Котляково" |
Царицынский мясокомбинат |
||
33 |
"Верхние Котлы" |
Котельский кирпичный завод, ППК "Медная фольга", 8-й троллейбусный парк |
||
35 |
"Воронцово" |
Черёмушки, Коньково |
"Красный пролетарий" (филиал), электродепо "Калужское", 1-й автобусный парк |
|
36 |
"Красный строитель" |
Газстроймаш |
||
37 |
"Очаково" |
ДСК-2, ТЭЦ-25 |
||
37ю |
"Южное Очаково" |
Комбинат шампанских вин, Московский пивобезалкогольный комбинат "Очаково", воинские части |
||
38 |
"Кунцево" |
Можайский, Кунцево |
|
|
39 |
ТЭЦ-12, депо Москва-Пассажирская-Киевская |
|||
40 |
"Фили" |
Завод им. Хруничева |
||
40а |
"Западный порт" |
Западный порт |
||
41 |
"Октябрьское поле" |
|||
42 |
"Тушино" |
ТМЗ |
||
43 |
"Трикотажная" |
|||
44 |
"Братцево" |
Войковский, Головинский |
Московская тонкосуконная фабрика им. Петра Алексеева, НИМИ, Завод нестандартного оборудования |
|
45 |
"Автомоторная" |
Мосавтотранс, Моссельмаш |
||
46 |
"Коровино" |
|
||
47 |
"Вагоноремонтный" |
|
||
48 |
"Дегунино-Лихоборы" |
7-й автобусный парк, МОСТОНАП, 149 Механический завод, Владыкинский механический завод |
||
49 |
"Бескудниково" |
Лианозово, Алтуфьевский |
|
|
50 |
Алтуфьевский, Отрадное |
Подстанция 505 Бескудниково, ОАО "Научно-исследовательский центр по испытанию высоковольтной аппаратуры" (НИЦ ВВА), торговое плодоовощное ГУП "Алтуфьево", Управление механизации № 37 ЗАО "Мосстроймеханизация – 5" |
||
51 |
"Медведково" |
Фабрика "Кожгалантерея", Лосиноостровский завод строительных материалов, Мосинжбетон, Медведковский хлебозавод |
||
51а |
|
|||
52 |
"Северянин" |
|
платформа Северянин, "Русский мех", ТРК "Золотой Вавилон", Metro, Московский нефтемаслозавод, Ростокинский ремзавод, Яуза-Хлеб |
|
52а |
"Свиблово" |
|
||
53 |
"Калошино" |
Гольяново,Метрогородок |
ТЭЦ-23 |
|
54 |
"Прожектор" |
"Прожектор", Московский электродный завод |
||
55 |
"Перово" |
|||
56 |
"Грайвороново" |
Нижегородский,Рязанский |
Карачаровский механический завод, Московский жировой комбинат |
|
57 |
"Курьяново" |
|||
58 |
"Люблино-Перерва" |
Люблинский литейно-механический завод, вагонное и локомотивное депо "Люблино" |
||
59 |
"Чагино-Капотня" |
|||
61 |
"Крылатское" |
|
||
62 |
"Тёплый Стан" |
Коньковский водопроводный регулирующий узел, 18-й автобусный парк |
||
63 |
"Выхино" |
Калининградский совхоз декоративного садоводства, 19-й таксомоторный парк, "Простор", УВД ЮВАО |
||
64 |
"Строгино" |
Краснопресненское (Строгинское) трамвайное депо, Технопарк "Строгино", РТС "Строгино", ТК "Метро" |
||
65 |
"Чертаново" |
Чертаново Центральное, Чертаново Северное |
||
66 |
"Митино" |
|
||
67 |
"Пенягино" |
|
||
68 |
|
Торговая зона "Дмитровская", ТЦ "Рио", плодоовощной рынок, METRO № 14 |
||
68а |
"Северная Водопроводная Станция" |
Северная станция водопотготовки Мосводоканала |
||
69 |
"Руднёво" |
Мусоросжигательный завод |
||
70 |
"Бутово" |
Бутовский кирпичный завод |
||
71,71а |
"Солнцево" |
|
||
72 |
"Теплый Стан" |
|