Россия выходит в европейские лидеры по строительству торговых центров
На период 2014-2015гг. в Европе заявлено к вводу 14,1 млн кв. м торговых центров - объем площадей, равный 90 торговым комплексам Westfield в Лондоне или сегодняшней величине рынка торгово-развлекательных центров (ТРЦ) в Германии. Первое место по объему нового строительства занимает Россия, где запланирован ввод в эксплуатацию 3,8 млн кв. м торговых площадей. В случае реализации заявленных планов Россия станет абсолютным лидером по объему рынка ТЦ в Европе, обогнав Великобританию и Францию, считают эксперты консалтинговой компании JLL.
"Анонсированные объемы строительства превосходят даже докризисные показатели", - отмечает директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL Татьяна Ключинская.
Сегодня объем рынка качественных ТЦ в стране составляет почти 16 млн. кв. м, это третий результат по Европе после Великобритании (18,1 млн. кв. м) и Франции (16,3 млн. кв. м). "В случае реализации всех озвученных планов Россия выйдет на первое место по объему действующих торговых центров - объем рынка достигнет 19,8 млн кв. м. Заявленные цифры могут быть скорректированы с учетом экономической ситуации и реальных темпов строительства объектов", - указывает эксперт.
С аналитиками JLL согласна заместитель руководителя отдела исследований Cushman & Wakefield Лада Белайчук. Она отмечает, что в РФ не хватает качественных торговых площадей: например, слабо развиты аутлеты, не организована уличная торговля, отсутствуют стрит-моллы. "России категорически не хватает торговых центров", - утверждает она и добавляет, что, согласно данным Cushman & Wakefield, через торговые центры проходит только 12% товарооборота. Если все заявленные к 2020г. площади будут введены, то эту долю товарооборота через ТЦ можно будет поднять до 25%.
По словам директора отдела исследований рынка CBRE Валентина Гаврилова, в случае сохранения позитивной динамики ВВП рынок способен "переварить" данные площади, т.к. в 2014-2015гг. структурный дефицит площадей будет сохраняться. "Основной проблемой здесь может стать сценарий остановки роста ВВП России или даже его снижения вследствие текущей ситуации в Украине: в этом случае мы рискуем увидеть замораживание наименее конкурентоспособных проектов, а объем ввода новых площадей может составить лишь 2,5 млн кв. м за два года", - говорит эксперт.
Сейчас наряду с большими заявленными объемами строительства на рынке наблюдается негативный тренд к переносу сроков ввода объектов: он связан в первую очередь с проблемами финансирования строительства, а также с негативной экономической ситуацией, указывает управляющий директор компании Praedium Александр Ошурко. "К примеру, некоторые объекты закредитованы в долларах, а нынешняя разница в курсе валют заставляет арендаторов воздерживаться от заключения новых договоров аренды, в которых ставка указана в долларах, что неблагоприятно сказывается на финансовом состоянии девелоперов. Все эти тенденции могут в дальнейшем существенно повлиять на реальные объемы ввода", - заключает эксперт.
Вторым по активности европейским рынком в 2013г. стала Турция: в этой стране появилось 1,2 млн кв. м торговых площадей. По предварительным прогнозам, в 2014-2015гг. общий объем ввода торговой недвижимости в Турции составит 1,9 млн кв. м. Среди стран Западной Европы наибольший прирост торговых площадей в ближайшие два года ожидается в Германии. В 2014г. в этой стране будет введено в эксплуатацию около 613 тыс. кв. м, в 2015-м - 919 тыс. кв. м (для сравнения: в 2013г. этот показатель составлял лишь 295 тыс. кв. м). Подобная динамика свидетельствует о росте уверенности девелоперов и инвесторов в ключевой для Европы роли этого рынка.