Каким будет новый Центр современного искусства: фотографии проектов
В Москве были определены три финалиста международного конкурса на разработку архитектурной концепции музейно-выставочного комплекса Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). В шорт-лист конкурса вошли российская архитектурная студия MEL, ирландская компания Henegan Peng Architects и испанское бюро Nieto Sobejano Arquitectos.
Напомним, что конкурс на лучший проект Центра современного искусства на Ходынском поле в Москве проводит Министерство культуры. В общей сложности на конкурс был подано более 200 заявок, из которых сначала были выбраны 10 полуфиналистов. В полуфинал вошли три архитектурные компании. Победителя конкурса должны определить до конца 2013г.
Новое здание ГЦСИ будет расположено на участке в 17 га рядом со строящимся торговым центром "Авиапарк". Общая площадь прилегающей территории составит 9,4 га, площадь здания - более 45 тыс. кв. м.
Ирландская компания Heneghan Peng Architects предложила оформить здание в виде расположенных друг над другом галерей, которые будут возвышаться над тем местом, где раньше был аэродром. Благодаря вертикальной организации пространства доступ к галереям должен стать упрощенным, и посетитель сможет подняться на нужный ему этаж, не проходя по всему зданию. Выставочные пространства будут находиться на верхних этажах здания.
Архитекторы хотят создать в здании быструю и простую навигацию. Эскалатор поднимается из фойе в выставочное пространство, проходит через зону хранилища и административные помещения, как сквозь археологические слои, демонстрируя то, что стоит за выставкой. Предполагается также, что ГЦСИ будет выполнять функцию звена, которое объединяет парк, торговый центр "Авиапарк" и музей.
Авторы проекта предлагают сохранить взлетные полосы, а на других участках разбить парк, создать катки, цветочные сады, зоны для катания на скейтбордах.
Испанское бюро Nieto Sobejano Arquitectos решило обыграть в своем проекте тему промышленных зданий. Этот проект ГЦСИ предлагает множество возможностей и вариантов использования одного пространства. В основу концепции легли нереализованные проекты русского авангарда с их уникальными техническими и архитектурными решениями, мощной индустриальной структурой и фабричной типологией, которую используют в современном искусстве.
По мнению испанских архитекторов, комплекс ГЦСИ должен иметь особенности и характер русской культуры и в то же время делать новый перспективный район Москвы более динамичным.
Предполагается, что здание ГЦСИ будет иметь форму цилиндра. Все помещения могут быть соединены между собой в различных комбинациях. Выставки могут перемещаться из зала в зал, сохраняя при этом связь с фойе, которое будет функциональным центром здания. Хотя экспозиция делится вертикально, в здании будет предусмотрено горизонтальное воздушное пространство, которое будет напоминать большую улицу внутри здания. Здесь посетители и художники смогут встретиться и пообщаться друг с другом.
Все выставочные залы будут трансформироваться под разные цели. Четыре блока отведены под постоянную экспозицию, а три - под временные выставки. На верхних этажах большого силоса будут расположены квартиры и мастерские художников. В самом большом помещении, расположенном у главного входа, будет находиться главный зал под названием "Черный ящик". Он может служить местом для театральных постановок, конференций, кинопоказов и уникальных аудиовизуальных выставок.
Единственный российский финалист - московская архитектурная студия "Мел" - предлагает сделать ГЦСИ в виде отдельно стоящих павильонов. По мнению московских архитекторов, из-за специфического расположения нового здания Центра современного искусства - между будущим парком на Ходынском поле и строящимся торговым центром - необходимо создать гибкое экспозиционное и общественное пространство. Это будет качественная территория, насыщенная культурной жизнью, но при этом имеющая природный ландшафт.
На крыше организован ландшафтный парк с павильонами, где будут находиться залы для постоянных и временных выставок, образовательный и медиацентр, кафе-клуб и творческие резиденции.
Крыша будет оформлена с применением разных фактур, которые подчеркивают уникальный характер каждой зоны. Здесь появятся различные площадки для инсталляций, уличных занятий, кинопоказов и лекций. Из парка также можно попасть во многие выставочные павильоны. Парки будут неотъемлемой частью выставочного комплекса.
Такая структура позволяет организовать очень гибкую эксплуатацию пространств с различными экспозиционными маршрутами для посетителей. В любой павильон можно войти через парк - это позволяет использовать павильоны для независимых масштабных выставочных проектов. Фасад павильонов будет отделан плитами из натурального камня и полированного бетона. Павильоны будут похожи на большие скалы со сложной и многослойной структурой.