Почему московские офисы не хотят переезжать за МКАД
Хотя год назад предрекали скорое смещение офисов за границы Москвы, арендаторы и покупатели коммерческих площадей инициативу не поддержали. Согласно данным аналитиков компании Praedium, годовой спрос на офисы за МКАД не превысил 1% от общего объема спроса по Москве.
Аналитики компании Cushman & Wakefield придерживаются такого же мнения. "Несмотря на заявления о децентрализации офисного рынка столицы, он остается моноцентричным, – заявил руководитель отдела исследований Cushman & Wakefield Денис Соколов. – Более 50% офисных площадей сконцентрировано в 5-километровый зоне от центра".
В соответствии с исследованием, в центре Москвы наблюдается и самая высокая плотность застройки – почти 300 тыс. кв. м на 1 га в радиусе от 2 до 3 км от центра. "Процесс децентрализации начался относительно недавно, и объем построенных площадей еще не достиг критической массы" – поясняет Денис Соколов.
По данным Praedium, наибольшим спросом среди арендаторов продолжают пользоваться офисы в зоне ТТК–МКАД (53%), на втором месте по спросу – офисные площади в зоне между Садовым кольцом и Третьим транспортным кольцом (36%). На офисы внутри Садового кольца приходится 10% от общего спроса.
Эксперты компании отмечают, что спрос среди арендаторов сконцентрировался в границах города до МКАД, и дальше двигаться не спешит. Согласно исследованиям предыдущих лет, в 2011 и 2012 по спросу на офисы также лидировала зона ТТК–МКАД (доли 35% и 46% соответственно), а в 2010 и 2009 годах, когда рынок переживал серьезное падение ставок, в лидеры вышла зона внутри СК (41% и 46% соответственно).
"Тенденция к смещению офисов в границы зоны ТТК–МКАД понятна: ставки на офисы здесь ниже, по качеству проекты, реализуемые в этой зоне, не уступают офисам в центре города. Офисы постепенно смещаются к МКАДу, но за него переезжать арендаторы не хотят", – рассказывает Александр Ошурко, заместитель генерального директора Praedium.
По мнению специалистов компании, московские офисы не собираются переезжать за МКАД по целому ряду причин: во-первых, в представлении многих столичных жителей зона за МКАД является отдаленной и непрестижной, во-вторых, владельцев автомобилей смущает плохая транспортная доступность зоны за кольцевой автодорогой, в-третьих, простым офисным работникам, живущим в черте города, сложно добираться от метро до офиса.
"Чтобы поднять престиж офисов в зоне МКАД–МО и разгрузить трафик центра столицы для уезжающих в отдаленные офисы работников, властям придется еще долго трудиться над строительством транспортных развязок вблизи МКАД и созданию инфраструктуры достойного уровня в этой зоне", – отметил Александр Ошурко.