Спрос на курортно-рекреационную недвижимость будет расти, несмотря на кризис
В последние годы на фоне снижения доходности основных сегментов недвижимости активное развитие получили курортно-рекреационные проекты.
- В последние годы на фоне снижения доходности основных сегментов недвижимости активное развитие получили курортно-рекреационные проекты. География подобных проектов отнюдь не ограничивается Черноморским побережьем - курортно-рекреационные комплексы предполагается развивать в Подмосковье, соседних с Московской областях, на Алтае, Байкале, в Кавказских Минеральных Водах.
- «С одной стороны, курортно-рекреационные проекты - относительно длинные и требуют значительных финансовых ресурсов. С другой - сегмент курортно-рекреационной недвижимости более стабильный и предсказуемый. В условиях неопределенности относительно стоимости курортного жилья покупатели могут отложить покупку, поэтому при сложившейся экономической ситуации в стране сегмент курортной жилой недвижимости на аренду окажется более стабильным и способным к быстрому восстановлению. От отдыха большинство потребителей вряд ли откажутся, особенно после интенсивной работы в кризисный период. Поэтому следующий курортный сезон может оказаться более успешным для владельцев гостиниц, санаториев, пансионатов и других средств временного размещения, нежели для продавцов курортной жилой недвижимости», - говорит директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood Ольга Широкова.
- По ее мнению, подобная ситуация может быть использована девелоперами тех курортных комплексов, которые будут готовы к следующему сезону. Особенно если апартаменты в них планировалось продавать с отделкой. Минимальные дополнительные затраты на меблировку и управление позволят уже в следующий сезон получать доход от подобных проектов, даже при условии стагнации рынка продажи подобной недвижимости.
- В более долгосрочной перспективе можно с уверенностью ожидать, что спрос на отдых с оздоровлением, лечением и другими инфраструктурными составляющими будет расти опережающими темпами. И рентабельность подобных проектов, особенно тех, которые успеют выйти на рынок в период сохраняющегося дефицита, будет вполне сопоставима с проектами в традиционных сегментах, при условии, что девелоперы будут учитывать риск стагнации рынка и, в частности, отсутствия продаж жилья на протяжении довольно длительного периода. «Развивающийся сегодня финансовый кризис - еще одно свидетельство того, что стагнация и снижение цен - это не какие-то теоретические рассуждения, это рыночная реальность», - резюмирует управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев.