Горская идет на дембель
В 2010 году город планирует выставить на торги участок в районе станции Горская на пересечении Приморского шоссе и кольцевой автодороги вокруг Петербурга общей площадью свыше 139,4 га. Об этом вчера сообщили сразу два высокопоставленных городских чиновника. Пока земля находится в ведении структуры ликвидированного Росстроя, завершающего достройку дамбы. Сейчас проводится работа по межеванию этой территории. На нее уже есть ряд претендентов, заявляющих о планах по реализации там проектов стоимостью от 1 млрд долл. Эксперты оценивают этот участок в 150—200 млн долл., однако его реальная цена будет определена на торгах примерно через полтора-два года и может значительно вырасти.
Контроль над строительством дамбы проводит Федеральное казенное предприятие "Северо-западная дирекция Росстроя — дирекция комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений" (КЗС). Оно же арендует у города ряд земельных участков, необходимых для строительных работ. По данным дирекции, сейчас на участке около 140 га в районе Горской располагаются подрядчики строительства дамбы, ряд обслуживающих их организаций и несколько субарендаторов. Вся эта территория ранее так или иначе контролировалась многочисленными компаниями, образовавшимися в 1990-х годах в результате приватизации имущества, простаивающего во время приостановки строительства дамбы.
Город постоянно инициирует судебные разбирательства с этими компаниями, оспаривая их право на аренду земли. Как рассказал вчера Александр Викторов, председатель комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга, КЗС удалось "договориться" со всеми арендаторами и сейчас он контролирует весь земельный участок. Однако механизм таких договоренностей он не уточнил.
В соответствии с договором безвозмездного срочного пользования с комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (КУГИ) КЗС обязан по окончании строительства дамбы передать этот участок в Горской городу, проведя там предварительно рекультивацию земли, которая более 30 лет использовалась как стройплощадка. Все временные постройки будут снесены, а участок подготовлен для реализации "гражданских" проектов. Игорь Метельский, глава КУГИ, также подтвердил планы города по выставлению участка на торги.
О планах по строительству на этом участке крупного логистического центра, специализирующегося на обработке рыбных грузов, уже заявила казахская компания "Евразия Логистикс". В то же время петербургские эксперты по недвижимости склоняются к тому, что этот участок целесообразнее было бы связывать с жилищными проектами. "Это Курортный район, выход к морю, удобный подъезд, — отмечает управляющий партнер АРИН Игорь Горский. — Хотя одним жильем 140 га не заполнить, придется дополнять его рекреационными и общественно-деловыми функциями". У участка есть и ряд недостатков. "Это место довольно низкое, и придется его защищать от подтоплений, — полагает Игорь Лучков, директор департамента оценки и аналитических исследований "Бекар". — Нельзя допускать и возможности использования территории под транспортные проекты". Николай Казанский, директор инвестиционного департамента петербургского филиала Colliers International, указывает на негативное экологическое состояние территории, которая 30 лет была промзоной. "Необходимы исследования о степени загрязнения и затратах на очистку. Без них участок лучше всего использовать как логистический центр, — уверен он. — В случае целесообразности улучшения там экологии наиболее логичным будет жилищная застройка". Все эксперты оценивают стоимость земли в 50—200 долл. за 1 кв. м, однако уже сейчас в соседнем Сестрорецке цены на землю доходят до 500 долл. за 1 кв. м, а значит, в ходе торгов, которые стоит ожидать в 2010 году, стоимость 140 га в раоне Горской может намного перевалить за 500 млн долл.
ДЕНИС ЛЕБЕДЕВ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ