Новороссийск дошел до Петербурга
Мажоритарные акционеры Новороссийского морского торгового порта (НМТП), связанные с предпринимателем Александром Пономаренко, приобретают 50-процентную долю в строящемся контейнерном терминале в Ломоносове под Петербургом. До сих пор проект стоимостью 300 млн евро на 100% принадлежал одному из крупнейших в мире контейнерных операторов, компании MSC. Одновременно с этим принято решение об увеличении проектного грузооборота терминала с 2,5 млн до 8 млн т в год. Эксперты полагают, что приход такого опытного портового игрока даст толчок реализации проекта в Ломоносове.
Mediterranean Shipping Company (MSC) — один из крупнейших в мире операторов контейнерных перевозок. По состоянию на февраль 2008 года под его управлением находилось 372 судна общей вместимостью свыше 1,2 млн TEUs. Осенью 2007 года было объявлено о получении компанией разрешения строительства контейнерного терминала в Ломоносове.
Как стало известно, покупателем 50-процентной доли в проекте стали основные владельцы НМТП, связанные с предпринимателем Александром Пономаренко. Об этом сообщил РБК daily источник, знакомый с ходом переговоров сторон. Строящийся MSC в Ломоносове терминал в начале этого года сменил оператора — по инициативе основного акционера ЗАО "Янтарь", которое реализовывало этот проект с 2003 года и имеет необходимые разрешительные документы, было преобразовано в ЗАО "Ломоносовский грузовой терминал".
Мария Кактурская, PR-директор НМТП, вчера отказалась комментировать детали будущей сделки. "Мы не комментируем покупки акционеров за их собственные деньги. Они заработали их на IPO и теперь их куда-то тратят — это их дело", — заявила г-жа Кактурская. В MSC вчера также не удалось получить комментариев. Но как отмечает директор аналитического департамента УК "Ингосстрах-Инвестиции" Евгений Шаго, развитие на северо-западном направлении — часть долгосрочной стратегии НМТП. "До 2010 года под Санкт-Петербургом будет создано большое количество автомобильных производств, которые потребуют импорта комплектующих, в основном контейнерами, а существующих терминалов под этот грузопоток явно недостаточно", — поясняет эксперт.
Как рассказал гендиректор Ломоносовского грузового терминала Сергей Орлов, одновременно с переговорами с акционерами НМТП заканчивается корректировка проекта терминала в сторону увеличения грузооборота порта, что связано с планами ФГУП "Росморпорт" по реконструкции морского канала, ведущего к будущему терминалу. По его словам, после углубления фарватера до 13 м с нынешних 7—8 м терминал сможет принимать суда класса Panamax, что позволит разгружать на причалах терминала до 1 млн TEUs контейнерных и 300 тыс. единиц накатных грузов. Первое судно на терминале планируется принять в конце 2009 года. В начале этого года начались намывные работы по образованию около 50 га земли, на которой и разместятся причалы.
Отсутствие серьезных транспортных подходов — сейчас основная проблема будущего терминала. В конце 2007 года РЖД предложили строить железную дорогу к новому району петербургского порта Бронка-Ломоносов на условиях государственно-частного партнерства. Как рассказал Сергей Орлов, РЖД уже выдали необходимые техусловия и проект строительства 5 км участка от станции Ораниенбаум-Товарный до терминала сейчас разрабатывается.
Гендиректор Arivist Logistics Overseas GmbH Дмитрий Васильев отмечает, что благодаря опыту Александра Пономаренко процесс строительства инфраструктуры терминала должен ускориться. "Приход НМТП в петербургский порт кажется более логичным, чем MSC, у которой по всему миру лишь около двух собственных терминалов", — полагает он.
ДЕНИС ЛЕБЕДЕВ,САНКТ-ПЕТЕРБУРГ;ЕВГЕНИЯ ГАВРИЛЮК