Финский взгляд сквозь "Призму"
Финская торговая компания SOK Corporation, входящая в холдинг S Group’s Media Service, летом откроет первый в России магазин сети Prisma. Объем инвестиций в проект составляет около 5 млн евро. К 2013—2015 году компания планирует открыть около 15—20 магазинов в Санкт-Петербурге и пригородах, вложив в проект от 300 млн до 500 млн евро. Участники рынка пророчат компании трудности, связанные с поиском подходящих помещений.
S Group занимает лидирующие позиции в Финляндии в сфере продуктового ритейла, а также ресторанного и гостиничного бизнеса. Группа объединяет около 20 торговых сетей, состоящих из 1518 точек по всей стране. Сеть Prisma включает 50 магазинов в Финляндии, пять гипермаркетов в Таллине и один в Риге. В 2007 году объем продаж S Group составил 10 млрд евро, прибыль — 300 млн евро. Объем продаж потребительских товаров за 2007 год — 6 млрд евро.
Первый магазин сети Prisma откроется летом 2008 года на проспекте Александра Невского в торговом центре, принадлежащем компании «Адамант». Его площадь составит 2,5 тыс. кв. м. Этот магазин, по словам генерального директора SOK Corporation в России Юхани Ярвенпяя, будет самым маленьким из всех последующих, площадь которых будет от 4 тыс. до 17 тыс. кв. м. Как рассказал Веса Пуннонен, президент SOK Retail, Россия, рынок ритейла Санкт-Петербурга соразмерен с рынком всей Финляндии, поэтому компания пока не планирует развитие в регионах и намерена сконцентрировать свое внимание только в одном городе.
«К 2009 году SOK Corporation намерена открыть от трех до пяти магазинов, вложив в проект около 150—300 млн евро, в зависимости от того, будет ли площадь приобретаться в собственность или арендоваться»,— говорит г-н Пуннонен. В перспективе компания рассчитывает занять около 15—17% рынка розничной торговли в сегменте супергипермаркеты. Ассортимент магазинов будет состоять из 60 тыс. наименований, треть которых будет приходиться на продовольственные товары, 20% ассортимента будет занимать импорт.
Эксперты считают, что SOK столкнется с теми же трудностями, что и все участники рынка, — проблемами с подбором подходящей недвижимости. «Все ритейлеры стремятся занять места в центре, арендные ставки там очень высоки, — говорит Сергей Федоров, руководитель департамента развития и продвижения Praktis CB. — Мне кажется, что они поздновато пришли, серьезно изменить ситуацию на рынке смогут только очень крупные игроки с мировым брендом».
Игорь Лучков, директор департамента оценки и аналитических исследований Becar Commercial Property SPB, считает, что заявленную долю рынка компании вряд ли удастся занять. «На нее много других претендентов, — говорит он. — Я думаю, что холдинг SOK займет 1—2% от общего объема рынка».
«Из-за высоких арендных ставок, вероятнее всего, Prisma придется выставлять высокие цены, что может отпугнуть значительную часть покупателей», — говорит Алексей Орлов, и.о. начальника отдела маркетинга компании «Лента». Он считает, что покупатели уже располагают достаточным выбором гипермаркетов и не исключает возможности покупки SOK другой компании. «Как показывает опыт «Ашана» и «Реала», для того чтобы заставить питерских покупателей изменить своим привычкам, необходимо предложить им действительно что-то новое», — замечает он. По его мнению, 10% в сегменте супергипермаркеты — это очень серьезные планы. «Лента» сегодня занимает 40,4% в сегменте гипермаркеты, 18,5% — супергипермаркеты. Для этого нам потребовалось 15 лет работы. Сети Prisma придется вложить достаточно много средств в привлечение и удержание покупателей, чтобы выполнить поставленную задачу», — заключает он.
АННА МИХЕЕВА