Саморегулирование в строительстве. Дело рук самих строителей
С 1 января 2010 года прекращается действие всех лицензий, имеющихся сегодня на руках у строительных компаний России. Для осуществления строительной деятельности компаниям теперь необходимо вступать в саморегулирующиеся организации (СРО). Но ни одного СРО в Тольятти на сегодняшний день не создано. "ПН" изучил ситуацию и убедился, что причиной тому - странная беспечность, охватившая городских строителей.
Согласно новым правилам, изложенным в Федеральном законе № 148, некоммерческое партнерство для приобретения статуса СРО должно соответствовать ряду требований:
1) объединять в своем составе не менее 100 членов (строительные организаций) или 50 членов (изыскательные и проектировочные организации);
2) иметь компенсационный фонд;
3) иметь в наличии необходимый пакет документов.
Члены СРО платят три вида взносов: вступительный, членские и взносы в компенсационный фонд. Вступительный и членские взносы направлены на обеспечение деятельности СРО, первый платится единовременно, второй - регулярно.
Компенсационный фонд обеспечивает имущественную ответственность членов саморегулирующейся организации перед потребителями. Каждый член СРО вносит определенную сумму. Законом определено, что для строительных СРО она должна быть не менее 1 млн рублей на члена НП (если СРО установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, не менее 300 тыс. руб.). Для проектировщиков и изыскателей - не менее 500 тыс. руб. (при страховании гражданской ответственности - не менее 150 тыс. руб.).
Если раньше строительная компания осуществляла свою деятельность на основании лицензии, то теперь основным документом является свидетельство о допуске. Эти свидетельства выдаются саморегулирующейся организацией своим членам. Причем СРО может выдавать свидетельства о допуске только к тем видам работ, которые отнесены общим собранием СРО к сфере своей компетенции.
Как показывает анализ ситуации в Тольятти, строительные организации сегодня не спешат входить в состав саморегулирующихся организаций по трем основным причинам. Первая. Практически полностью отсутствует необходимая разъяснительная работа со стороны государственных и муниципальных органов власти. Власть самоустранилась от этого процесса и, как нам представляется, совершенно напрасно это сделала, так как в конечном итоге нерешенные проблемы строительного сектора станут проблемами самой же власти.
Второе. Многие руководители строительных компаний наивно рассчитывают, что до 1 января 2010 года закон вдруг изменится и необходимость вступать в СРО исчезнет сама собой. Это не так. Мониторинг происходящего в комитете по строительству Госдумы показывает, что поворота назад уже не будет. Выдача лицензий полностью прекратилась начиная с 2009 года. И те, кто не вступит в СРО, с 1 января 2010 года не смогут заниматься строительством.
Есть и такие, кто успел получить (или продлить) лицензию в 2008 году на пять лет. И сейчас им кажется, что это дает возможность заниматься строительной деятельностью до 2013 года, не вступая ни в какие СРО. Это не так. Не далее как 2 июня первый заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Валерий Панов заявил, что в настоящий момент готовится законопроект о том, что ранее продленные лицензии, в частности до 2013 года, также закончат свое действие 1 января 2010 года.
И третья причина. Строительные компании ждут, когда кто-нибудь из созданных в Тольятти некоммерческих партнерств пройдет процедуру регистрации как СРО (то есть наберет 100 членов). И уже после этого будут вступать сами. Такая позиция - следствие заблуждения, исходящего из причины № 1. Руководители строительных компаний почему-то считают, что если НП вдруг по каким-то причинам не пройдет регистрацию, то они потеряют 300 тысяч рублей, внесенные в компенсационный фонд. На самом деле в этом случае 300 тысяч буду возвращены, причем не только в полном объеме, но и с полагающимися процентами, набежавшими за время пребывания денег в фонде.
Если "неторопливые" строители чем-то и рискуют, то совсем в другом моменте. "Вступительный взнос в наше НП сегодня составляет символическую сумму - 2000 рублей, - говорит председатель совета НП "ВолгаСтройПартнер" Анатолий Казанцев. - Но у тех, кто уже вступил, а это более 50 компаний, есть намерение после регистрации нашего НП в качестве СРО увеличить вступительный взнос. Причем значительно увеличить, в десятки раз. Это справедливо: есть те, кто прошел все круги регистрации, а есть те, кто придет на все готовое". Добавим, что в Москве уже есть НП, где вступительный взнос составляет 500 тысяч рублей. Так что лучше не дожидаться появления подобных расценок в Тольятти, а вступать сейчас, пока не дорого. Уже сегодня можно заметить некоторые различия в создаваемых некоммерческих партнерствах. Не секрет, все тольяттинские компании разделены на своего рода тусовки. При этом крупные компании тяготеют к крупным и, возможно, создали бы свое отдельное НП, с элитарными условиями приема новых членов, но ста крупных компаний в Тольятти не наберется. НП «ВолгаСтройПартнер» пошло по пути объединения небольших компаний, в Тольятти их около 1500 тысяч.
"Мы сознательно не стали выдвигать условия членства выше, чем оговорено в законе, - говорит Анатолий Казанцев. - Наши партнеры - это представители малого и среднего бизнеса, а им сегодня и так нелегко. Аналогичным образом мы подходим и к объединению компаний-проектировщиков. Они сегодня объединяются в НП "ВолгаПроектПартнер", и там тоже нет требований, выходящих за рамки закона. Главное, что нас сегодня удивляет и беспокоит, - это то, как тяжело "раскачиваются" тольяттинские строители. Всем почему-то кажется, что необходимость вступать в СРО их не коснется".
Александр Гремин