Элитная миграция
Каждому человеку известно, что наиболее престижные московские квартиры, находится в центральной части города. Ведь исторический центр уже сам по себе служит весомым аргументом, чтобы успешно продать любую квартиру. Даже в старом, требующем ремонта доме и даже если квартира устаревшей планировки. Поэтому каждый застройщик современного элитного жилья стремится приблизиться к районам внутри Садового кольца или как минимум получить площадку в пределах ТТК. Другими словами – строить на "золотой земле". Самым ярким примером подобного подхода служит московская "золотая миля", что раскинулась в переулках Остоженки. Сегодня никто уже не вспоминает, что когда-то на месте самых дорогих столичных домов находилась коммунальная жилая застройка барачного типа.
Однако количество земельных участков в центральной части Москвы ограничено. Так по данным аналитического центра Индикаторы Рынка Недвижимости число новостроек в пределах ТТК в 2005 году составляло около 100 объектов. К 2006 году, по результатам исследований рынка элитных новостроек, их количество снизилось до 66, а в 2007 году до 48. На начало 2008 года количество объектов стабилизировать. Сегодня на первичном рынке продаются квартиры в 46 новостройках, расположенных в пределах ТТК.
Но эта стабилизация не прошла бесследно для элитных квартир. Раньше основная часть новостроек располагалась внутри Садового кольца. Преимущественно это были малоэтажные (камерные) дома. Сегодня же в историческом центре практически не осталось свободных участков под строительство. Поэтому предложение сместилось за пределы Садового кольца, где в основном возводятся многоэтажные здания бизнес-класса. Например, если в 2007 году в среднем в доме было на 57 квартир, то в 2008 году этот показатель достиг уже 67.
В итоге, новостройки в самом центре Москвы теперь во многом исчезли, особенно на северо-востоке ЦАО. Строительство жилых домов вдоль Сокольнической линии, по сути, ведется лишь рядом со станциями метро "Кропоткинская" и "Парк Культуры" (район Остоженки). Также из списка московских новостроек, расположенных в пределах ТТК были вычеркнуты все адреса поблизости от станций метро "Маяковская" и "Павелецкая", "Арбатская" и "Курская", "Цветной бульвар".
И хотя на смену им появились объекты возле "Тверской", "Чкаловской", "Октябрьской", "Таганской" и "Дубровки", если взглянуть на центр города, становится видно, что новые строительные площадки сместились к окраинам ЦАО. Особенно это характерно для севера и востока исторического центра Москвы.
До недавнего времени основные проблемы застройщиков ограничивались дефицитом свободных земельных участков, расположенных в пределах ТТК. Однако в 2007 году московский мэр Юрий Лужков ввел запрет на точечное строительство в столице. Это было продиктовано целым рядом причин. Желание компаний-застройщиков заполнить элитными домами каждый минимально пригодный участок в ЦАО привело к чрезмерной перегрузке инфраструктуры и транспортных магистралей. Кроме того, жители домов, которым круглосуточное строительство мешало нормально жить и работать, стали оказывать активное социальное давления на московское правительство. Наконец, на московское правительство стало давить международное сообщество, так как, с его точки зрения, вследствие деятельности московских застройщиков нарушалась целостность архитектурного ансамбля в историческом центре города.
Вероятнее всего, запрет на точечную застройку в Москве положит конец строительству небольших (камерных) домов внутри Садового кольца. Новые объекты во многом "откатятся" на периферию, а в центре, если и будут возводиться, то только за счет вывода промзон и комплексной реконструкции кварталов. Такая позиция плохо сочетается с практикой элитного строительства, которая предполагает индивидуальный подход и эксклюзивность. Скорее всего, объекты комплексной застройки будут отнесены потенциальными покупателями к категории бизнес-класса. Хотя опыт "золотой мили" дает о себе знать и не исключено, что через 5-10 лет на столичный рынок недвижимости выйдут "элитные" комплексы, построенные на территориях бывших промзон, например, АМО "ЗИЛ".