Тенденция-2012: Интернет-магазины переезжают в современные склады класса "А"
Новым трендом рынка складской недвижимости в 2012 году стала резко возросшая активность онлайн-ретейлеров. Если еще недавно большинство интернет-магазинов довольствовались небольшими складами класса низкого класса, то в последнее время игроки сектора e-commerce принялись скупать и арендовать современные складские комплексы, которые становятся ключевым инфраструктурным звеном интернет-торговли.
Читайте также: Тенденция-2012: Гостиницы Москвы массово переходят в частную собственность
Спрос на склады класса "А" со стороны онлайн-ретейлеров сфокусирован на Московском регионе, который остается главным логистическим хабом страны. Именно в столице и окрестностях совершается около 50 % дистанционных покупок.
"По оценке аналитиков компании "Бизнес Сити", в 2012 году интернет-магазины арендовали в столичном регионе около 100-120 тыс. кв. м качественных площадей, - комментирует руководитель группы компаний "Бизнес Сити" Роман Селин. - Доля компаний сектора онлайн-торговли в совокупном поглощении складских помещений оценивается примерно в 12 %. Разброс арендных ставок составляет 120-130 долл. за кв. м в год. Крупные онлайн-ретейлеры предпочитают склады площадью до 15-20 тыс. кв. м с большим количеством вспомогательных административно-бытовых помещений, расположенные в непосредственной близости от Москвы на вылетных трассах с удовлетворительной транспортной доступностью, либо внутри МКАД (повышенным спросом пользуются западное и южное направления). Ряд арендных контрактов заключены на длительный срок (до 7 лет)".
Процесс миграции онлайн-ретейлеров в крупные и современные распределительные центры только начинается и будет набирать обороты в ближайшие годы.
Во-первых, этому способствует быстрый рост рынка электронной торговли (сегодня его годовой оборот оценивается примерно в 300-400 млрд рублей). По разным оценкам, на рынке России работают 4 000-5 000 интернет-магазинов. Доля онлайна в общем обороте розничной торговли остается небольшой, однако темпы роста этого рынка в четыре-пять раз превышают аналогичные показатели классического ретейла.
Во-вторых, начинается процесс консолидации российского рынка электронной торговли. Кроме того, к нему присматриваются крупные международные компании из Европы, США, Китая. Крупные распределительные центры по хранению и обработке товаров, а также их сортировке и упаковке становятся важным инструментом конкурентной борьбы, позволяющим сократить сроки обработки товара и логистические издержки. Стоит заметить, что крупные международные операторы интернет-торговли (например, Amazon) имеют в своем распоряжении десятки крупных логистических центров для хранения товаров, формирования и упаковки заказов.
В-третьих, на волне роста рынка e-commerce формируется новая ниша логистического рынка - "фулфилмент". Так называются комплексные услуги по хранению и обработке товаров, которые интернет-магазинам во всем мире оказывают независимые логистические подрядчики (3PL-компании). «Фулфилмент»-сервис включает хранение и обработку товарных запасов на собственных складских площадях 3PL-компании, комплектацию заказов, учет товара по различным параметрам, транспортную логистику, предпродажную подготовку, обработку возвратов и пр. Некоторые крупнейшие американские 3PL-компании, сфокусированные на обслуживании сектора интернет-торговли, имеют в своем распоряжении до 7-8 млн кв. м современных складских площадей. Для сравнения, складские мощности крупнейших российских логистических операторов составляют 120-160 тыс. кв. м. Доля 3Pl-услуг в России не превышает 22 %, тогда как за рубежом она достигает 60 %. Пока большинство отечественных компаний предпочитают управлять логистикой самостоятельно и привлекают независимых операторов фрагментарно, для выполнения отдельных логистических услуг. Однако нет никаких сомнений в том, что ситуация будет меняться.
По прогнозам аналитиков, в следующем году объем сделок с участием онлайн-ретейлеров вырастет на 10-15 %, при этом активность этой группы покупателей и арендаторов складов будет постепенно смещаться в регионы: многие крупные игроки рынка интернет-торговли уже сегодня заинтересованы в создании крупных региональных распределительных центров в городах-миллионерах.