Стоимость машиномест в домах высокой категории стала меньше
Неотъемлемой составляющей инфраструктуры домов элитного и бизнес-класса является собственная парковка. Дефицит земли под застройку, сложность и дороговизна строительства придомовых парковок привели к тому, что еще в прошлом году в домах высокой категории цена машиноместа могла равняться стоимости хорошей квартиры в непрестижном районе Москвы. Однако финансовый кризис внес свои корректировки и в этом секторе, даже несмотря на то, что спрос на машиноместа по-прежнему не удовлетворен.
"До кризисных явлений стоимость машиноместа в среднем составляла от 50 до 200 тыс. долларов США", - рассказывает Юрий Синяев, директор по маркетингу группы компаний "КОНТИ". Но сегодня ценовая политика изменилась. "Коррекция стоимости произошла в связи с курсовой разницей за счет девальвации рубля, то есть максимальная потеря составила 30%. В ряде округов столицы в конкретных объектах цены не изменились из-за серьезной нехватки машиномест", - говорит он. В целом, по данным эксперта, себестоимость одного машиноместа в подземном паркинге начинается с отметки в 30 тыс. долларов США. По словам Сергея Баранова, заместителя генерального директора компании "Пересвет-Девелопмент" (входит в ГК "Пересвет-Групп"), в домах бизнес-класса стоимость машиноместа сегодня варьируется от 1,5 до 1,8 млн рублей, в элитном сегменте - от 2,2 до 2,5 млн рублей.
Помимо того что стоимость парковочного места зависит от класса дома и района, где он расположен, имеет значение его площадь и расположение на парковке. "Чем больше площадь машиноместа, тем больше его цена, - говорит Сергей Баранов. - Отдельное машиноместо стоит дороже, чем семейное, в данном случае одна машина въезжает, а другая становится за ней. При въезде и выезде, конечно, не столь удобно, но площадь значительно экономится. Чем дальше машиноместо от въезда, тем меньше его цена, и наоборот".
Конечно, нельзя забывать и о том, что высокая стоимость машиномест даже сегодня, в кризисное время, связана с ограниченным предложением на рынке. Особенно остро эта проблема стоит в домах элитной категории. "Цену машиномест определяет ограниченное предложение (нередко его отсутствие) и сумасшедший спрос на них, так как в элитных домах, построенных в конце 90-х - начале 2000-х годов количество машиномест было меньше количества квартир, исходя из потребностей и нормативов того времени", - рассказывает Сергей Лушкин, директор по маркетингу и продажам ООО "Квартал Эстейт". Сегодня количество машиномест на квартиру определяется на основании постановления правительства Москвы № 769-ПП от 2005 года: для экономкласса - от 0,7 до 1 машиноместа на квартиру, для бизнес-класса - не менее 1,7 машиноместа на квартиру, для жилых домов повышенной комфортности (с обеспеченностью общей площадью свыше 50 кв. м на одного жителя) - не менее двух машиномест на квартиру. По словам Сергея Баранова, еще большее количество машиномест в подземной парковке выгодно для застройщика лишь тогда, когда сама площадь паркинга позволяет построить много машиномест, не увеличивая этажность более трех этажей. "Строительство подземного паркинга ниже третьего уровня приводит к резкому удорожанию строительства, что может привести к нерентабельности проекта", - отмечает он. Поэтому многие застройщики не стараются строить парковочных мест больше, чем это предписано нормами, даже несмотря на высокий спрос.
Действительно, для того чтобы построить подземную парковку, застройщикам необходимо не только сделать существенные денежные вливания, но и пройти огромное количество согласований. Однако, как говорит Сергей Лушкин, "без наличия автостоянки с необходимым количеством машиномест, которое определяется нормативами для того или иного класса дома, объект не может быть отнесен к категории жилья повышенной комфортности". Тем не менее он отмечает случаи, когда в элитном доме отсутствует подземная автостоянка из-за технической невозможности построить таковую. "В этом случае возводится наземная автостоянка вблизи дома", - говорит эксперт.
Так что даже если спрос на машиноместа будет снижаться, парковочных мест в домах меньше не будет, иначе эти дома уже не будут попадать под категорию "бизнеса" и "элиты". Более того, как утверждают многие аналитики, на рынке сегодня настолько серьезный дефицит предложения, что даже в условиях финансового кризиса и снижения спроса застройщикам все равно гораздо выгоднее продавать машиноместа, пусть и со скидкой, а не сдавать их жильцам в аренду.
Ольга Петрова