Рынок недвижимости спасен
Как стало известно RBC daily, участники строительного рынка добились пересмотра закона о долевом участии в строительстве жилых домов. Рабочая группа уже подготовила проект поправок, которые должны облегчить положение застройщиков. Напомним, что данный закон вызвал недовольство рынка чрезмерной заботой о правах дольщиков. Строительные компании заявили, что если закон вступит в силу в нынешнем виде (а это должно произойти 1 апреля), то долевое строительство в стране вообще исчезнет, и потребовали внесения поправок. Государство пошло навстречу. Правда, судя по всему, до 1 апреля изменить закон не удастся.
Напомним, что закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» был принят Госдумой вместе с пакетом законов о создании рынка доступного жилья. Этот закон наделяет граждан-дольщиков гораздо более широкими правами, чем было до сих пор, зато столь же серьезно ограничивает права застройщиков. Например, закон предполагает, что собирать деньги с граждан-дольщиков может только застройщик, то есть компания, имеющая разрешение на строительство.
Кроме того, застройщик обязан раскрывать всю информацию о себе по первому требованию клиента, а клиент имеет право расторгнуть сделку во внесудебном порядке в любой момент и получить назад свои средства с процентами. Застройщик же может расторгнуть сделку только через суд. Таким образом, участников строительного рынка фактически лишили инструмента воздействия на нерадивого дольщика, не желающего вовремя выполнять свои обязательства. Кроме того, закон обязывает строителей указывать в договоре точные сроки окончания строительства, в случае срыва которых дольщики имеют полное право оштрафовать компанию. Эта норма, кстати, весьма актуальна в современных условиях, когда точное соблюдение сроков строительства является скорее нонсенсом.
Такой закон не мог не вызвать сопротивления со стороны участников рынка. Он его и вызвал. Строители объединились и начали требовать пересмотра принятого документа, угрожая остановкой стройки, снижением объемов строительства и повышением цен на недвижимость. В качестве аргументов строительные компании приводили необходимость прибегать к банковским кредитам на начальной стадии строительства, из-за того что граждане, по мнению строителей, могут отказаться сотрудничать с ними на новых условиях.
Новые условия, опять же по мнению строителей, появятся для того, чтобы компании могли подстраховаться в условиях более жесткого законодательства. В качестве возможных вариантов строители приводили максимальное удлинение сроков строительства в договоре, что позволит минимизировать штрафы, а также отмену рассрочки платежей, что должно защитить строителей от недобросовестных пайщиков. Указывая на все эти проблемы, строители требовали пересмотреть закон, внести в него поправки, расширяющие права застройщиков, а также перенести срок вступления закона в силу. Напомним, что вступить в силу закон должен с 1 апреля текущего года. То есть на урегулирование всех проблем и нахождение компромисса с властью у строителей осталось чуть меньше месяца.
Как стало известно RBC Daily, участникам строительного рынка все же удалось убедить власть в своей правоте и пересмотреть закон. Речь о перенесении сроков вступления закона в силу пока не идет, но поправки к нему уже разработаны. «Основная идеология предлагаемых поправок сводится к более сбалансированной защите интересов дольщиков и застройщиков, – сказал RBC daily Леонид Бандорин, эксперт фонда «Институт экономики города», на базе которого действует рабочая группа. – Мы вынуждены признать, что с защитой прав дольщиков данный закон переборщил. Например, норма, предоставляющая дольщику возможность расторгнуть договор со строительной компанией и забрать деньги с процентами, равными одной семидесятой ставки рефинансирования, оказалась адекватной только для Москвы. Например, в Самаре, которую мы посетили, разница между себестоимостью и продажной ценой жилья намного меньше, чем в столице, и там эта норма является просто разорительной для строительных компаний».
По мнению Леонида Бандорина, данная норма может быть использована в конкурентной борьбе. «Фирма, задумавшая уничтожить конкурирующую строительную организацию, может через подставных физических лиц скупить жилье в строящемся доме, а непосредственно перед сдачей объекта расторгнуть все договора, – говорит он. – Это приведет к банкротству строительной компании». По словам г-на Бандорина, эта норма будет отменена. Так же он говорит, что будет решена проблема неравномерной ответственности застройщиков и дольщиков в той части, где последним разрешается расторгать договоры во внесудебном порядке.
Также предполагается отменить норму, обязывающую застройщиков предоставлять всю бухгалтерскую информацию по первому требованию клиента. Разработчики уже согласны с тем, что это является вторжением в коммерческую тайну, и считают, что с точки зрения открытости рынка будет достаточно публикуемых отчетов акционерных обществ. «Строители говорят, что они не будут больше строить по схеме долевого участия, – отмечает г-н Бандорин. – Мы считаем, что в этом нет ничего страшного. Просто строительный рынок будет работать так, как это происходит во всем цивилизованном мире: за счет банковских кредитов. Сейчас у нас на деньги дольщиков строится 80% жилья, а будет только 20%. Я не вижу в этом ничего плохого».
Впрочем, судя по всему, принять поправки до 1 апреля, как того хотят участники строительного рынка, не удастся. «Мы планируем, что поправки можно будет провести через Госдуму сразу в трех чтениях, – говорит Леонид Бандорин. – Пакет поправок очень небольшой, и мы надеемся, что Дума сможет их рассмотреть до 1 апреля. Тем более что такая задача стоит». Однако помимо Госдумы поправки должен будет еще утвердить Совет Федерации и подписать президент. А это вряд ли случится до 1 апреля.
Елена Тофанюк